Объединением потребителей России в ноябре 2017 года было начато всероссийское общественное исследование национального рынка снековых батончиков - продукции, предназначенной, как считается, «для перекуса на ходу и при этом не вредной для здоровья».
Внимание экспертов Объединения потребителей России рынок снековой продукции в сегменте батончиков заинтересовал, как наиболее динамично развивающийся и в этой связи потенциально опасный в плане размещения недостоверной информации о самой продукции со стороны производителей. Обычно «завышенная» и «побуждающая» рекламная информации о продукции размещается производителем в целях ее привлекательности для потребителей, то есть достижения конкурентных преимуществ недобросовестным способом.
Новое исследование Объединения потребителей России, как экспертная оценка со стороны национального потребительского движения, должно стать защитой для самих потребителей от недостоверной рекламы и информации, а также основой для закрепления честной конкуренции для участников этого сегмента рынка. Исследование проводится в соответствии с нормами статьи 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Пилотными регионами исследования стали Москва и Московская область, где общественный мониторинг этой продукции проводился в магазинах крупных торговых сетей.
Первая задача, поставленная перед экспертами в рамках исследования, это определить степень соблюдения изготовителями и продавцами снековых батончиков прав потребителей (в частности на приобретение качественного и безопасного товара и своевременное получение необходимой и достоверной информации о нём), а также обязательных требований, установленных техническими регламентами Таможенного союза и нормативными актами Российской Федерации.
Обобщенные результаты первого этапа исследования показали, что нарушения в этих позициях допускаются, как производителями снековых батончиков, так и предприятиями розничной торговли, ее реализующими. Но главное, что такие нарушения носят системный характер, а сами производители умышленно недостоверно информируют потребителей о качестве своей продукции.
Одно из основных нарушений состоит в следующем. Изготовители указывают на упаковке батончиков сведения об их якобы лечебных и (или) профилактических свойствах. Например, на упаковке можно прочитать - «для здорового питания», «интеллект», «иммунитет», «контроль веса», «для тренировок», «тонус» и др. Однако, пищевая продукция, изготовитель которой заявляет о наличии в ней подобных свойств, должна являться специализированной пищевой продукцией, а подтверждение ее соответствия обязательным требованиям технических регламентов должно осуществляться установленным законом способом, а именно в форме государственной регистрации. Фактом такой регистрации является, в том числе, включение сведений о продукции в Единый реестр, размещенный в открытом доступе.
Сведения о подавляющем большинстве исследованных экспертами снековых батончиков в указанном реестре отсутствуют, т.е. эта продукция не имеет государственной регистрации и, соответственно, не является специализированной пищевой продукцией.
Таким образом, изготовители размещают на упаковке батончиков недостоверную и неподтвержденную информацию о товаре, чем вводят потребителей в заблуждение, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью потребителей.
Поскольку, в силу Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель не обязан обладать специальными познаниями о свойствах и характеристиках товара, не обладая необходимой и достоверной информацией, он лишается возможности правильного выбора качественного и безопасного товара.
Продукция, несоответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза, или маркировка которой не соответствует требованиям технических регламентов Таможенного союза, не может находиться в обращении на рынке. А если уже она находится в реализации, то должна быть удалена из предприятий торговли и не продаваться потребителям.
И так как исследования Объединения потребителей России всегда имеют прикладной характер, то и в этот раз на основании результатов первого этапа исследования рынка снековых батончиков, в марте этого года в головные офисы торговых сетей «Карусель», «Гиперглобус», «МЕТРО», «Магнит», «О’КЕЙ» и «Лента» были направлены Общественные требования о добровольном устранении нарушений прав потребителей и требований законодательства.
Исследование Объединения потребителей России рынка снековых батончиков будет продолжено в его экспертной и практической составляющих до того момента, когда всеми участниками его производственно-торговой цепочки будут соблюдаться нормы российского законодательства.
АИП ОСОКА