3.12.2024
Вт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     


Размышления в Татьянин день, … «А счастье было так возможно...»

Пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина» в глуши забытого селенья со своей неопытной душой была одинока и чего-то все ждала от жизни... Возможно, ей просто не хватало образования, чтобы взглянуть на мир шире и самореализоваться. Скорее всего, в этом была одна из причин ее метаний, ведь, на романах, которые «ей заменяли все», «не въедешь в вечность». Настоящего образования нам не хватает и сегодня. При этом проблема высшего образования получила еще новую сторону – получить качественное высшее образование становится сложно из-за того, что учиться по-настоящему просто становится негде. Кризис высшего образования (по крайней мере, гуманитарного) в том, что в стране практически нет высших учебных заведений, настоящего, высшего, мирового уровня. Многолетняя система платного высшего образования вызвала деградацию всей системы высшего профессионального образования в России. Кстати, в этом и одна из причин того, что нового поколение стремится получить образование за рубежом, а не в России (а не из-за отсутствия патриотизма у молодых людей).

Деградация же образования привела к тому, что людей с высшим образованием становится все больше, а людей с интеллектом (по определению, интеллект – это не начитанность, а способность решать когнитивные задачи, то есть, изобретать новое) и профессионалов все меньше. Профессионал по определению должен учиться постоянно еще и потому, что появляются новые области знаний, требуются новые навыки в смежных областях. Вот и я тоже подумала, что необходимо получить дополнительные знания, потому что в прошлом 2017 году поставила много амбициозных целей, и поняла, что образования журналиста, которое у меня уже есть, мне для профессионального уже роста не достаточно. Поэтому, отчего в тридцать лет не поступить в лучший вуз страны? МГУ. Сказано – сделано и я поступила на платное отделение, просто сдала документы, заплатила деньги и все – иди, учись. Вот тут бы мне и заподозрить неладное. Если так легко поступить в МГУ (а я поступила сразу на два факультета, политологический и философский), то это могут сделать все, только деньги неси в кассу? Тогда каков же портрет современного студента магистратуры?

С началом учебного года в МГУ, начались мои разочарования в самом учебном процессе и программе – по содержанию весьма далекой от заявленной при поступлении.

«Напишите небольшое сочинение «Зачем я пошел на факультет политологии…», - это было предложение от преподавательницы русского языка, которая закончила его фразой: «А то я даже не знаю вашего уровня грамотности, может там все плохо и нам придется с орфографии начинать». Мое легкое удивление постепенно сменялось удивлением в тяжелой форме, потому что примерно то же происходило и на остальных лекциях. Например, преподаватель по философии сказал, что мы не умеем читать большие тексты, и чтобы наработать этот навык – начнем с простого,... с Платона.

Занятия дальше продолжались в том же ключе: причины распада СССР, признаки научного стиля текста, как декабристы разбудили Герцена, изучение социально-политических учений на основе литературных произведений и английский, да-да, с Present Simple. Чем эти люди – теперь студенты МГУ! - занимались до магистратуры? Ведь все эти базовые знания уже должны присутствовать в головах магистрантов после бакалавриата.

Может, по моей специализации (политическое лидерство) будет интересно – там-то уже должны быть узкие знания, ведь магистратура – это уже научный уровень, тут мы пишем диссертацию! Ну, конечно, это так, если отнести Стивена Кови и другую коучинговую литературу к научным книгам – именно это нам предлагалось изучать на психологии лидерства. А преподаватель по теории лидерства начал с Макиавелли, хотя, наверное, было бы возможно рассмотреть лидерство в России на примере нашего Президента. «Государь» все-таки вымышленный персонаж и теоретический труд, а Президент России – политическая реальность. На других курсах я тоже услышала много оригинального, например: «у животных психика, а у человека – психология», «человек от животных отличается тем, что животные не создают культуру и у них сигнальная система вместо языка» (горячий привет Черниговской и ее исследованиям в области психолингвистики). Насчет зарубежных исследований и научных открытий одна милая молодая преподавательница мне сказала, что там, в забугорье, они занимаются какой-то ерундой, а «мы тут занимаемся настоящей академической наукой, поэтому наши выпускники ценятся везде, так как у нас не узкие знания, а широкие». (Поэтому МГУ на 108-м месте в рейтинге мировых вузов?) «Наша задача – изучать самих себя и показывать всем, что мы другие, у нас свой менталитет, и их модели управления, политологии, менеджмента и прочего – у нас не приживаются».

Учиться мне было все грустнее и грустнее. «Ну что ты так, это на первом курсе такие общие знания, на втором курсе будет интересней, там уже совсем по специальности!» - утешал меня однокурсник. Тогда можно я сразу на второй курс приду, а то я не ожидала, что за более, чем триста тысяч рублей в год я получу набор банальностей и знаний уровня поп-психологии. Конечно, многие названия предметов в программе звучат более чем аппетитно: например, коммуникационные технологии транснациональных корпораций (как я радовалась, увидев эту дисциплину!), где преподаватель с факультета экономики рассказывала про нефть, Старбакс и экспортируемую пшеницу и почему-то ни слова о том, что такое коммуникация.

В итоге, поняв, что это не мой путь, я решила уйти из МГУ, потребовав деньги за неполученное образование. При этом у меня возникли некоторые сомнения – вернут мне эти деньги или нет, по закону – должны, а на деле?

Пока я искала, куда обратиться за помощью, я начиталась десятки историй, где студенты, решившие уйти из университетов и забрать деньги, натыкались на отказ и лишались всей суммы.

Надо сказать, что я поняла, что наши студенты не слишком хорошо защищены от произвола администрации вузов. Доминирующее положение вузов над обучающимися можно объяснить тем, что мы до сих пор умом не переехали в капиталистическое общество. В образовательной сфере на всех уровнях до сих пор ценится подобострастное отношение к преподавателям (в школе – к учителям), и не приветствуется уважение к студентам и отношение к ним, как к коллегам. Кроме того, у нас нет понимания того, что я, как студент, прежде всего – клиент, я - заказчик образовательной услуги, это бизнес, и наши отношения должны регулироваться как при бизнес-сделке, законом и документами, а не абстрактными представлениями сторон о том, что такое качественное и некачественное образование. В этом, я думаю, проблема ВУЗов и тех, кто теряет время и деньги на непонятное времяпрепровождение вместо адекватного и ожидаемого образования.

Памятуя свои журналистские связи, я обратилась к своему коллеге – Алексею Корягину, теперь и председателю Объединения потребителей России за правовой поддержкой в данном вопросе, так как именно он, хотя и давно, выступал по теме защиты прав студентов. После моего обращения в ОПР, юрист Наталия Старостина составила для меня заявление о возврате денег за недополученное образование, которое я и отнесла в МГУ. При этом Наталия не только составила заявление, но и проинструктировала, как выстроить стратегию общения с администрацией факультета, потому что никогда не знаешь, что может придумать другой человек, когда дело касается денег.

Такое предупреждение было весьма кстати, но я не буду утомлять читателей пересказом словестных баталий с администрацией. В итоге деньги мне вернули.

Ребятам из Объединения потребителей России спасибо за их поддержку. Но вряд ли кто-то мне вернет гордость за отечественное образование, теперь, как сказал Верещагин, мне не только за себя, мне за державу обидно!

Кристина Захарчук специально для АИП ОСОКА

Последние новости
Форум потребителей Амурской области
Председатель ОПР Алексей Корягин принял участие в работе Форума [»]
Подарочные карты «Спортмастер» «обналичили»
Суд обязал компанию возвращать деньги владельцам сертификатов [»]
ОПР – помощь жителям Курской области
К Миссии присоединились два подмосковных предприятия – «Жаннетт» и «Пехорский текстиль» [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов