Пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина» в глуши забытого селенья со своей неопытной душой была одинока и чего-то все ждала от жизни... Возможно, ей просто не хватало образования, чтобы взглянуть на мир шире и самореализоваться. Скорее всего, в этом была одна из причин ее метаний, ведь, на романах, которые «ей заменяли все», «не въедешь в вечность». Настоящего образования нам не хватает и сегодня. При этом проблема высшего образования получила еще новую сторону – получить качественное высшее образование становится сложно из-за того, что учиться по-настоящему просто становится негде. Кризис высшего образования (по крайней мере, гуманитарного) в том, что в стране практически нет высших учебных заведений, настоящего, высшего, мирового уровня. Многолетняя система платного высшего образования вызвала деградацию всей системы высшего профессионального образования в России. Кстати, в этом и одна из причин того, что нового поколение стремится получить образование за рубежом, а не в России (а не из-за отсутствия патриотизма у молодых людей).
Деградация же образования привела к тому, что людей с высшим образованием становится все больше, а людей с интеллектом (по определению, интеллект – это не начитанность, а способность решать когнитивные задачи, то есть, изобретать новое) и профессионалов все меньше. Профессионал по определению должен учиться постоянно еще и потому, что появляются новые области знаний, требуются новые навыки в смежных областях. Вот и я тоже подумала, что необходимо получить дополнительные знания, потому что в прошлом 2017 году поставила много амбициозных целей, и поняла, что образования журналиста, которое у меня уже есть, мне для профессионального уже роста не достаточно. Поэтому, отчего в тридцать лет не поступить в лучший вуз страны? МГУ. Сказано – сделано и я поступила на платное отделение, просто сдала документы, заплатила деньги и все – иди, учись. Вот тут бы мне и заподозрить неладное. Если так легко поступить в МГУ (а я поступила сразу на два факультета, политологический и философский), то это могут сделать все, только деньги неси в кассу? Тогда каков же портрет современного студента магистратуры?
С началом учебного года в МГУ, начались мои разочарования в самом учебном процессе и программе – по содержанию весьма далекой от заявленной при поступлении.
«Напишите небольшое сочинение «Зачем я пошел на факультет политологии…», - это было предложение от преподавательницы русского языка, которая закончила его фразой: «А то я даже не знаю вашего уровня грамотности, может там все плохо и нам придется с орфографии начинать». Мое легкое удивление постепенно сменялось удивлением в тяжелой форме, потому что примерно то же происходило и на остальных лекциях. Например, преподаватель по философии сказал, что мы не умеем читать большие тексты, и чтобы наработать этот навык – начнем с простого,... с Платона.
Занятия дальше продолжались в том же ключе: причины распада СССР, признаки научного стиля текста, как декабристы разбудили Герцена, изучение социально-политических учений на основе литературных произведений и английский, да-да, с Present Simple. Чем эти люди – теперь студенты МГУ! - занимались до магистратуры? Ведь все эти базовые знания уже должны присутствовать в головах магистрантов после бакалавриата.
Может, по моей специализации (политическое лидерство) будет интересно – там-то уже должны быть узкие знания, ведь магистратура – это уже научный уровень, тут мы пишем диссертацию! Ну, конечно, это так, если отнести Стивена Кови и другую коучинговую литературу к научным книгам – именно это нам предлагалось изучать на психологии лидерства. А преподаватель по теории лидерства начал с Макиавелли, хотя, наверное, было бы возможно рассмотреть лидерство в России на примере нашего Президента. «Государь» все-таки вымышленный персонаж и теоретический труд, а Президент России – политическая реальность. На других курсах я тоже услышала много оригинального, например: «у животных психика, а у человека – психология», «человек от животных отличается тем, что животные не создают культуру и у них сигнальная система вместо языка» (горячий привет Черниговской и ее исследованиям в области психолингвистики). Насчет зарубежных исследований и научных открытий одна милая молодая преподавательница мне сказала, что там, в забугорье, они занимаются какой-то ерундой, а «мы тут занимаемся настоящей академической наукой, поэтому наши выпускники ценятся везде, так как у нас не узкие знания, а широкие». (Поэтому МГУ на 108-м месте в рейтинге мировых вузов?) «Наша задача – изучать самих себя и показывать всем, что мы другие, у нас свой менталитет, и их модели управления, политологии, менеджмента и прочего – у нас не приживаются».
Учиться мне было все грустнее и грустнее. «Ну что ты так, это на первом курсе такие общие знания, на втором курсе будет интересней, там уже совсем по специальности!» - утешал меня однокурсник. Тогда можно я сразу на второй курс приду, а то я не ожидала, что за более, чем триста тысяч рублей в год я получу набор банальностей и знаний уровня поп-психологии. Конечно, многие названия предметов в программе звучат более чем аппетитно: например, коммуникационные технологии транснациональных корпораций (как я радовалась, увидев эту дисциплину!), где преподаватель с факультета экономики рассказывала про нефть, Старбакс и экспортируемую пшеницу и почему-то ни слова о том, что такое коммуникация.
В итоге, поняв, что это не мой путь, я решила уйти из МГУ, потребовав деньги за неполученное образование. При этом у меня возникли некоторые сомнения – вернут мне эти деньги или нет, по закону – должны, а на деле?
Пока я искала, куда обратиться за помощью, я начиталась десятки историй, где студенты, решившие уйти из университетов и забрать деньги, натыкались на отказ и лишались всей суммы.
Надо сказать, что я поняла, что наши студенты не слишком хорошо защищены от произвола администрации вузов. Доминирующее положение вузов над обучающимися можно объяснить тем, что мы до сих пор умом не переехали в капиталистическое общество. В образовательной сфере на всех уровнях до сих пор ценится подобострастное отношение к преподавателям (в школе – к учителям), и не приветствуется уважение к студентам и отношение к ним, как к коллегам. Кроме того, у нас нет понимания того, что я, как студент, прежде всего – клиент, я - заказчик образовательной услуги, это бизнес, и наши отношения должны регулироваться как при бизнес-сделке, законом и документами, а не абстрактными представлениями сторон о том, что такое качественное и некачественное образование. В этом, я думаю, проблема ВУЗов и тех, кто теряет время и деньги на непонятное времяпрепровождение вместо адекватного и ожидаемого образования.
Памятуя свои журналистские связи, я обратилась к своему коллеге – Алексею Корягину, теперь и председателю Объединения потребителей России за правовой поддержкой в данном вопросе, так как именно он, хотя и давно, выступал по теме защиты прав студентов. После моего обращения в ОПР, юрист Наталия Старостина составила для меня заявление о возврате денег за недополученное образование, которое я и отнесла в МГУ. При этом Наталия не только составила заявление, но и проинструктировала, как выстроить стратегию общения с администрацией факультета, потому что никогда не знаешь, что может придумать другой человек, когда дело касается денег.
Такое предупреждение было весьма кстати, но я не буду утомлять читателей пересказом словестных баталий с администрацией. В итоге деньги мне вернули.
Ребятам из Объединения потребителей России спасибо за их поддержку. Но вряд ли кто-то мне вернет гордость за отечественное образование, теперь, как сказал Верещагин, мне не только за себя, мне за державу обидно!
Кристина Захарчук специально для АИП ОСОКА