То, о чём всегда говорит ОПР, озвучил 13 мая 2021 года с трибуны Государственной Думы Михаил Мишустин, во время отчета своего Правительства в нижней палате Парламента – «Важно сказать ещё об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей».
Пожалуй, это и есть основная причина (а не одна из причин) быстрого роста цен в этом году, как, впрочем, и ранее – жадность нашего потребительского рынка. Конечно, везде главная цель бизнеса – извлечение прибыли, но наш доморощенный капитализм не просто жадный, он - алчный, и даже в самые трудные для страны моменты готов выживать из людей всё, что у них есть и даже больше – загнать население в долговую яму (уже загнали). О таком ценовом «беспределе» - сумасшедших наценках на продукты питания в торговых сетях, неоднократно говорил и Председатель Госдумы Вячеслав Володин, обоснованно считая, что сети в период пандемии решили нажиться на людской беде, и «это беспредел необходимо остановить. <…> Совесть теряют последнюю. Нельзя так».
Конечно, уже давно всем понятно, что цены беспредельно растут из-за фактической торговой монополии крупнейших сетевых ритейлеров (практически все они «прописаны» за рубежом, то есть – можно сказать - являются «иностранными агентами»), которые в диктаторском стиле устанавливают условия «входа» для отечественных производителей. Как сдерживать такой спекулятивный рост цен? Даже Президент России уделил этому вопросу внимание в своем Послании Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года, отметив, что «Сейчас мы столкнулись с ростом цен, который съедает доходы граждан. <…> Задача Правительства – сформировать именно долговременные условия, которые, хочу это подчеркнуть, уважаемые коллеги, именно с помощь рыночных механизмов, а они есть, гарантируют предсказуемость цен и качественное насыщение внутреннего рынка».
То есть проблема стоит на самом высоком государственном уровне.
В этой связи Объединение потребителей России уже неоднократно предлагало расширить альтернативные форматы торговли, в первую очередь, организовать систему социальной торговли – региональные социальные торговые сети, рынки, передвижные торговые автолавки и т.п.. Таким образом, в сфере потребительского рынка предлагается активно развивать социальное предпринимательство, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве для всех участников рынка, органов власти и самих потребителей. О принципах и механизмах такого социального предпринимательства я также уже неоднократно писал, и, что важнее, уже есть многочисленные предприятия, работающие в таких социальных ориентирах (в масштабах страны их, конечно, мало). Отмечу, что рыночной конкуренции это не мешает, а наоборот – её стимулирует.
Важнее в этой связи другое, организация целого фронта социального предпринимательства не только сможет составить конкуренцию «жадным предприятиям», но и полностью отвечает социальному характеру нашего государства, что закреплено в Конституции России. Нашему государству требуется больше социальности!
А мнение ОПР о необходимости организации социальной торговли, как альтернативе крупному ритейлу, мы ещё раз сообщим Председателю Правительства России.
Алексей Корягин, главный редактор АИП ОСОКА, руководитель ЦИК ОПР