Пять лет назад Владимир Путин, выступая на инаугурации Мэра Москвы Сергея Собянина, сказал точные и правильные слова о московских чиновниках, и которые стоило бы им навсегда запомнить, а лучше – для памяти – повесить эту цитату Президента в своем кабинете в рамочке на стенку.
Владимир Путин, тогда в своей речи 12 сентября 2013 года, в частности, сказал следующее: «Знаете, в чём главная проблема крупных мегаполисов? В чванстве чиновников, в непробиваемых стенах, через которые люди не могут пробиться. Вот отсюда и протестное голосование. Уверен, никто не голосовал против Собянина. Чего против него голосовать? Он, кроме хорошего, ничего не сделал, особенно за короткий период своей работы. Но протестное голосование было. Почему? Вот из за этого, из за этого чиновничьего подчас произвола». Эта «характеристика момента», данная Президентом в качестве предупреждения чиновникам, по-прежнему актуальна, особенно в год выборов депутатов Московской городской думы.
В связи с чем об этом высказывании Президента я решил напомнить?
В целом ситуация связана с нарушением прав потребителей в магазине торговой сети «Пятерочка» (Москва, ул. Расковой, 14), а конкретно с тем ответом, точнее – отпиской, который был получен из Префектуры Северного административного округа Москвы на обращение Московского отделения Объединения потребителей России.
В обращении Московского отделения ОПР в Префектуру САО Москвы от 27 декабря 2018 года сообщалось о нарушениях прав потребителей в «Пятерочке» на Расковой, 14, которые создают угрозу их безопасности. Надо сказать, что, зная полномочия и возможности Префектур, мы – в ОПР – обычно не очень рассчитываем на конкретную реакцию и меры реагирования со стороны чиновников. Обычно удовлетворяемся формальными ответами примерно следующего содержания – приняли во внимание, сообщили в Роспотребнадзор, информировали руководство торговой сети и т.п.. Все какая-то польза, вода камень точит.
Но в ответе Префектуры САО Москвы за подписью заместителя префекта Беднарчука В.Ф. от 18 января 2019 года, лично я увидел ту непробиваемую стену, через которую люди не могут проникнуть для защиты своих прав, о чем и говорил пять лет назад московским чиновникам Президент России. И как руководитель ОПР должен на такие ответы реагировать.
С заявлением Московского отделения ОПР и ответом Префектуры САО Москвы за подписью Беднарчука В.Ф. можно ознакомиться в Документах по теме к настоящему Комментарию ОСОКИ.
Этот ответ я и хочу прокомментировать, так как господин Беднарчук расписался не только в своем чванстве, говоря словами Президента, но и в некомпетентности, точнее – в незнании законов, на которые ссылается (в двух абзацах две правовые ошибки).
В этой связи, все, что написано в настоящем комментарии АИП ОСОКА предлагаю считать официальным запросом редакции средства массовой информации Агентство информирования потребителей «ОСОКА» в Префектуру САО г. Москвы, и предоставить на него ответ в течение семи дней в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».
Поэтому обо всем по порядку.
Ответ заместителя префекта Беднарчука В.Ф. краток и прост, состоит из трех абзацев, содержание без смысла в которых сводится к следующему. В первом – обращение рассмотрено, во втором – контролем занимается Роспотребнадзор, в третьем – пользуйтесь единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА).
Хотелось бы спросить у Беднарчука В.Ф. – читал ли он заявление Московского отделения ОПР? В заявлении не шла речь о проверках (в ОПР достаточно хорошо осведомлены о том, кто и на каких основаниях проводит проверки). Речь в заявлении шла о нарушениях прав потребителях в магазине «Пятерочка» и угрозе их здоровью в связи с этими нарушениями.
То есть был поднят вопрос о безопасности граждан. Опущу пока вопросы культуры торговли, обмана потребителей и т.п.. Безопасность – вот ключевое слово! Не прореагировали. Закрылись тем, что «контроль и надзор» осуществляет Роспотребнадзор (к слову, Роспотребнадзор осуществляет только «надзор», но это мелочь, которую чиновник знать «не обязан» и может подписывать ответы, со ссылками на старые нормы законодательства).
Чиновники все еще оперируют категориями «проверок», чтобы спрятать свое нежелание защищать безопасность людей. Ответ из Префектур САО Москвы конкретный тому пример - по мнению чиновников, не существует других способов обеспечить безопасность потребителей, кроме как устроить проверку. Это – заблуждение!
Напомню в этой связи - Президент России после трагедии в Кемерове говорил на известном совещании 27 марта 2018 года о том, что органы власти, прежде всего, должны обеспечить необходимый уровень безопасности, «обязанность органов власти – проконтролировать, как организована эта работа». В этом смысл работы власти, - в том, чтобы обеспечить безопасность людей на всех уровнях, не подвергать их даже минимальным рискам, а не в том, чтобы прикрываться невозможностью проводить проверки. Далее я уже не буду цитировать Владимира Путина, а просто рекомендую чиновникам быть на «президентской волне» - почитать его выступление на заседании Госсовета, о котором написано выше в комментарии, его Послание Федеральному собранию 1 марта 2018 года и др.
Совершенно очевидно, что кроме «контроля и надзора» есть и другие возможности для приведения в порядок ситуации в магазинах. В том числе именно о них идет речь в Поручениях Президента России по итогам заседания Президиума Госсовета по вопросу развития Национальной системы защиты прав потребителей, состоявшегося 18 апреля 2017 года, а также в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.
Кто-то может спросить – при чем тут все-таки Префектура? Что она может? Направили общественники заявление, получили отписку, чего еще желать?
Как раз дело в Национальной системе защиты прав потребителей, которой и было посвящено заседание Госсовета в 2017 году. В Национальную систему защиты прав потребителей официально входят, если кратко – Роспотребнадзор, исполнительная власть в субъектах, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.
То есть и Префектура САО и Московское отделение ОПР являются элементами Национальной системы защиты прав потребителей на региональном и местном уровнях. Эффективность их действий зависит от взаимодействия и использования общих возможностей для защиты интересов потребителей. Вот именно этого пока не понимает заместитель префекта Беднарчук В.Ф..
Надо отметить, что в Префектуру обратилась самая массовая общественная организация потребителей – Объединение потребителей России. А в положении о Префектуре закреплено, что Префектура осуществляет свою деятельность, в том числе во взаимодействии с общественными объединениями. Тогда чиновникам стоило бы встретиться с общественниками, выслушать их предложения о том, как можно навести порядок в отдельном магазине и в сфере потребительского рынка округа в целом (общественникам есть о чем сообщить власти). Использовать надо такие обращения, после чего вместе находить варианты решения проблем. Так, по-настоящему, с людьми должна работать власть.
Но нет, не хотят, все те же «непробиваемые стены».
Перехожу к третьему абзацу, где нас дополнительно (!) информируют (это они любят, так ткнуть человека в закон), по смыслу - что заявления нам необходимо подавать с обязательной авторизацией заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).
В этой связи уже со своей стороны дополнительно информирую зампрефекта о том, что:
1) в его письме закон процитирован с ошибками, в нем появилась дополнительная фраза собственного сочинения Префектуры САО;
2) обращения, поступившие в форме электронного документа на официальный электронный адрес, указанный на сайте Префектуры, подлежат рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В связи с тем, что ответ на обращение общественной организации – Московского отделения Объединения потребителей России со стороны Префектуры САО Москвы был дан не по существу, а нарушения прав потребителей в магазине «Пятерочка» (Москва, ул. Расковой, 14) продолжаются, прошу повторно рассмотреть вышеуказанное заявление и настоящий Комментарий ОСОКИ, как запрос от редакции средства массовой информации Агентство информирования потребителей «ОСОКА» и дать ответ в соответствии со статьей 39 Закона РФ «О средствах массовой информации» на электронный адрес: baza@osokainfo.ru
Кстати, вот и новое нарушение в этой «Пятерочке» - колбасная нарезка с просроченным сроком годности ровно на один месяц.
Алексей Корягин - главный редактор АИП ОСОКА
председатель Объединения потребителей России