Общероссийский Народный Фронт направил в Комитет Госдумы по контролю и регламенту проект поправок к правительственному законопроекту «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле». Поправки предлагают четко закрепить роль и формы участия общественности в контрольно-надзорной деятельности. На сегодняшний момент законопроект правительства Российской Федерации фактически никак не учитывает сложившиеся в различных сферах деятельности формы участия граждан в контрольно-надзорном процессе.
Правительственный законопроект о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле, который Госдума приняла в первом чтении 22 мая, сокращает количество проверок предприятий и вводит риск-ориентированный подход, то есть режим проверок будут устанавливать в зависимости от уровня вредности и опасности предприятия.
Однако в тексте законопроекта нет норм об общественном контроле. На это и обратили внимание активисты Общероссийского народного фронта в ходе обсуждения реформы контрольно-надзорной деятельности в стране, которое прошло в мае на площадке Госдумы.
По итогам обсуждения эксперты ОНФ подготовили поправки, которыми предлагают закрепить для целей законопроекта понятие «общественный контроль». Под ним подразумевается не только наблюдение граждан и негосударственных некоммерческих организаций за контрольно-надзорной деятельностью госорганов и органов местного самоуправления, но и работа по выявлению, пресечению и профилактике нарушений законодательства со стороны граждан и организаций.
«Благодаря такой формулировке вести общественный контроль сможет каждый гражданин, а не только общественные палаты и советы при различных органах власти, как это предусмотрено сейчас. То есть каждый из нас сможет принять личное участие в контрольно-надзорной деятельности», – пояснила член Центрального штаба ОНФ, координатор Центра по мониторингу благоустройства городской среды Светлана Калинина.
Поправки также предусматривают обязанность контрольно-надзорных органов направлять гражданам и организациям, которые представили информацию о результатах общественного контроля, мотивированный ответ о рассмотрении этой информации, а не отписку, как это часто бывает на практике.
«Таким образом, органы власти будут обязаны детально изучать поступившую к ним от общественности информацию о нарушении законодательства, что должно исключить формальный подход к рассмотрению обращений», – отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Московской области, эксперт по делам инвалидов Александр Лысенко.
Кроме того, поправки экспертов Народного фронта предусматривают, что предмет внеплановых проверок контрольно-надзорных органов по факту обращений граждан и организаций ограничивается пределами таких обращений.
«Эта мера позволит избежать злоупотреблений со стороны проверяющих и не допустить ситуации, когда гражданин пожаловался, например, на ненадлежащее качество товара или то, что ему не выдали чек при покупке, а проверять стали всю работу торговой точки, – сообщила член Центрального штаба ОНФ, координатор законодательных инициатив Народного фронта в Госдуме Наталья Костенко. – В целом же в различных сферах сформировались и законодательно закреплены разные подходы к ведению общественного контроля. Потерять этот опыт мы не можем. Им могут заниматься как простые граждане, так и обученные инспекторы, и даже советы жилых домов. И предложенные нами поправки будут способствовать развитию и совершенствованию этих подходов».
По информации ОНФ