Объединение потребителей России уже давно ведёт активную деятельность по реформированию работы Роспотребнадзора, с тем, чтобы это ведомство в полной мере исполняло свои обязанности по защите прав потребителей. При этом представителями Движения неоднократно отмечался тот факт, что во многих случаях сотрудники Службы занимаются отписками, давая формальный ответ и не реагируя на обращения граждан и общественных объединений по существу.
Составляя ответы, чиновники ссылаются на статью 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ней установлен порядок обращения потребителей в профильное ведомство за защитой своих прав, предусматривающий предварительное их обращение к тому юридическому лицу или же индивидуальному предпринимателю, которое допустило нарушение их прав и законных интересов. При этом в обязательном порядке потребитель должен получить доказательства того, что его обращение не было рассмотрено или же его требования не были удовлетворены. Сделать же это практически невозможно.
Данная система работы Роспотребнадзора с обращениями граждан громоздка и неудобна по следующим причинам:
- затягиваются сроки рассмотрения обращений граждан, так как им требуется, в случае нарушения их прав, обратиться сначала к представителю торговой организации, и только лишь в случае его отказа удовлетворить претензии потребителя по поводу нарушения его прав или не получения такого ответа, обращаться в Роспотребнадзор. Кстати, в ст. 10 ФЗ № 294 не установлены сроки, в течение которых должен быть дать ответ потребителю в случае нарушения предприятием торговли его прав и законных интересов.
- появляется возможность для недобросовестных предпринимателей скрыть следы допущенных ими правонарушений, что представители Объединения потребителей России также неоднократно отмечали во время проведения мероприятий общественного контроля соблюдения торговыми сетями прав потребителей.
- при низкой стоимости продуктов питания многие потребители просто отказываются обращаться за защитой своих прав, предпочитая экономить своё время в ущерб защите своих прав и законных интересов.
В этой связи стоит отметить тот факт, что ФЗ № 294 подобных ограничений не устанавливает в том случае, когда потребитель обращается в Роспотребнадзор за защитой своих прав в электронной форме, при этом им должны быть соблюдены требования по обязательной авторизации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Такой системой может служить портал Госуслуги.
Для того чтобы проверить, как функционирует система электронного взаимодействия граждан с Роспотребнадзором, я, как председатель Совета местного отделения Объединения потребителей России, координатор федерального партийного проекта партии «Единая Россия» «Народный контроль» в процессе мониторинга групп в социальных сетях, чья тематика посвящена жизни Старооскольского городского округа Белгородской области, провёл эксперимент. Так им в одной из групп социальной сети Вконтакте была обнаружена информация о том, что на прилавках гипермаркета «Линия» АО «ГРИНН» пользователем социальной сети обнаружен живой грызун – мышь.
Скриншот с фотографией животного на фоне торговой витрины с сырами и колбасой, вместе с соответствующим обращением, были Константином Нечаевым отправлены через портал Госуслуги в Роспотребнадзор. По истечении установленного законом срока ведомством был дан ответ, из которого следует, что в отношении торгового предприятия была проведена внеплановая проверка и на сотрудника, допустившего нарушение ч.1 ст.14.4з КоАп рФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», был наложен штраф в размере 10 000 рублей, а в отношении администрации гипермаркета вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое должно быть рассмотрено и исполнено в течение месяца.
Таким образом, можно констатировать, что электронная форма взаимодействия граждан с Роспотребнадзором работает и её можно рекомендовать активно использовать для того, что бы в случае необходимости обойти те перепоены, которые ставят перед потребителями некоторые работники ведомства перед, занимаясь отписками. Кроме того, данную методику могут применять также организации по защите прав потребителей в своей деятельности, ведь в наше время в социальных сетях существуют группы, имеющие большое количество участников, в которых аккумулируется информация о нарушениях, совершаемых на потребительском рынке. Наладив работу с такими группами можно значительно повысить эффективность деятельности по защите прав и законных интересов потребителей, а также заставить Роспотребнадзор в полной мере исполнять свои обязанности.
Вместе с тем, в данном вопросе логично рассчитывать на поддержку Общественной палаты России и региональных общественных палат, особенно в свете новой дискуссии, а точнее исследования «Информационная открытость некоммерческих организаций в России» (более подробно об этой инициативе Общественной палаты можно прочитать здесь). Но со своей стороны отмечу, что, по моему мнению, вопрос поставлен однобоко, его надо ставить по принципу «встречного движения» - о взаимной открытости НКО, ведомств, общественных советов при ведомствах (например, где опубликован состав, координаты членов и что мы знаем о планах и реальной деятельности Общественного совета при Роспотребнадзоре?). Мы-то общественники – открыты, и открыты в первую очередь для людей, а вот ведомства часто отгораживаются от нас барьерами бюрократизма. А если необходима большая открытость общественных структур, но нужно поддерживать развитие наших информационных ресурсов, будь у нас (общественных организаций) хотя бы часть тех денег, которые направляются на финансирование интернет – сайтов ведомств, то можно было бы узнать и увидеть много интересного, но денег таких нет.
Поэтому настоящий комментарий от редакции АИП ОСОКА будет направлен в Общественную палату России в свете проводимого исследования об информационной открытости общественных организаций.
Константин Нечаев – председатель Совета местного отделения Объединения потребителей России в Старом Осколе, собственный корреспондент АИП ОСОКА в Белгородской области.