Может быть, кто-то еще не знает, но Роспотребнадзор заботится об информировании и просвещении нас – потребителей - через Государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей.
«Формирование и ведение» такого специального Интернет-портала установлено законодательно в Законе «О защите прав потребителей» и осуществляется Роспотребнадзором (естественно за значительные деньги налогоплательщиков; создание информационного ресурса – 12 500 000 рублей, ежегодное сопровождение в частности на 2018 год выделено 8 085 000 рублей, хорошие деньги!). При этом, истратив на «формирование и ведение» информационного ресурса значительные бюджетные средства, Роспотребнадзор смог добиться, по моему оценочному суждению, максимального информационного хаоса на этом портале, который даже затруднительно критиковать, так как совершенно непонятно в какой логике и по какому принципу создавался этот ресурс. В очередной раз «гора родила мышь», то есть федеральное ведомство – практически бесполезный для потребителей Интернет-сайт. В данном случае даже не имеет смысла описывать недостатки и ошибки сайта, неполноценность материалов, на нем размещенных (или наоборот – потерявшихся при переходе по ссылкам) – это просто свалка какой-то недоделанной и устаревшей информации. Чтобы убедиться в «полезности» портала, нужно перейти по ссылке. Попробуйте, и обратите внимание хотя бы на следующее. Скажем, в разделе Судебная практика все «актуально» – в течение 2017 года всего одно дело (судебное решение), датированное мартом прошлого года. Сведения о случая причинения вреда – за 2015 год! И т.д. Но – что больше всего удивляет – на главном информационном ресурсе для потребителей вы не найдете даже текст Закона «О защите прав потребителей»! (как сказано, страница в постоянном обновлении), не говоря о комментариях к нему.
Но нюанс здесь есть еще и другой. Роспотребнадзор создал этот портал самостоятельно, как с гордостью сказала на одном из заседаний Консультативного совета при Роспотребнадзоре Анна Попова, – «на коленках», то есть без взаимодействия с другими ведомствами и организациями. И тем самым Роспотребнадзор нарушил и продолжает, как я считаю, нарушать Закон «О защите прав потребителей». Почему? Потому, что согласно этому закону «ведение и формирование» данного государственного ресурса ведется Роспотребнадзором не самостоятельно, а совместно с другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими «государственный надзор за соответствием товаров требованиям безопасности, установленным техническим регламентом». Закон фактически указывает на то, что в формировании сайта должны принимать участие такие ведомства, как Россельхознадзор, и другие. Как иные смежные ведомства участвуют в такой работе (и – участвует ли вообще) непонятно; но пока отложим этот вопрос на ближайшее время, так как в этой связи возник другой, более близкий нам – общественным защитникам прав потребителей.
Цитирую последний абзац статьи 45 Закона «О защите прав потребителей», в которой специально оговорены права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), относящиеся к нашему «Прямому вопросу»: «участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг)».
Но на сегодня, как мне известно, ни одна общественная организация не принимает участие в формировании государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор не только не приглашал к такой работе общественников, но и игнорировал обращения на этот счет (в частности, моё - личное). Как сказано в законе, ресурс является открытым и общедоступным, что относится не только к использованию информации, но и ее наполнению. А пока же в части формирования он остается «закрытым», во всяком случае, для общественников.
И еще одно существенное уточнение. Роспотребнадзор почему-то сократил название этого ресурса (видимо, так проще для чиновников), так как согласно закону он должен» называться Государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг). Но слова «качества и безопасность товаров (работ, услуг)» и отрезали в Роспотребнадзоре, тем самым изменив смысл информации для потребителей, что в итоге отобразилось и на содержании материалов ресурса.
В итоге совершенно непонятно, а для кого и для чего в принципе создавался этот ресурс? Для отчетности чиновников? Для освоения бюджетных средств? Для нас – потребителей? Ответ будем искать на эти вопросы позже. А сейчас в контексте изложенного очередной «Прямой вопрос» АИП ОСОКА руководителю Роспотребнадзора Поповой А.Ю.:
– Каким образом общественные объединения потребителей могут реализовать право, предусмотренное статьей 45 Закона «О защите прав потребителей», - участвовать в формировании государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей? (Вопрос же – почему не предоставили такую возможность ранее, оставим риторическим).
Настоящий «Прямой вопрос» предлагаю рассматривать, как официальный запрос информации в Роспотребнадзор от редакции средства массовой информации АИП ОСОКА в соответствии со статьей 39 Закона РФ «О средствах массовой информации», ответ, на который должен быть предоставлен в течение семи дней с момента получения.
Алексей Корягин – главный редактор АИП ОСОКА