В течение 2017 года Объединение потребителей России неоднократно обращалось в правоохранительные органы по фактам нарушений прав пассажиров – потребителей транспортных услуг в связи с невозможностью ими пользоваться санитарными комнатами (туалетами) на основании оплаченной поездки, в частности, поездах пригородного сообщения.
Проблема и нарушения состояли в том, что с пассажиров поездов пригородного сообщения необоснованно взимается плата за пользование санитарными комнатами после окончания поездки, в том числе на московских вокзалах.
Позиция Объединения потребителей России по данной проблеме была следующей.
Согласно ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» N 18-ФЗ от 10 января 2003 года, пункта 39 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами вокзалов является неотъемлемой частью договора перевозки, заключенного между перевозчиком и пассажиром.
При этом в пункте 27 статьи 2 Устава железнодорожного транспорта разъясняется, что пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира.
Таким образом, любой гражданин, имея на руках проездной документ, вправе бесплатно посещать расположенные на вокзале (железнодорожной станции) помещения, предназначенные для санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров.
Принимая во внимание, что целью заключения договора перевозки пассажира является удовлетворение личных нужд, к отношениям между РЖД и пассажирами подлежат применению общие правила Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Следовательно, администрация железнодорожного вокзала, представляющая перевозчика в отношениях с пассажирами, обязана в соответствии со статьями 8 – 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», пунктом 6 Правил обеспечивать своевременное предоставление пользователям услугами железнодорожного транспорта (в наглядной и доступной форме) достоверной информации о предоставляемых услугах, их стоимости, расположении мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров и др.
Не размещение подобной информации в местах, доступных для потребителей, нарушает права потребителей на информацию, является введением потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств услуг.
Что касается размещаемых на некоторых сайтах вокзалов (и в зданиях вокзалов) объявлений о том, что туалетами бесплатно могут пользоваться: пассажиры по подтверждающим документам с момента покупки билета до 2-х часов с момента прибытия в пункт назначения, то судами такая позиция признается незаконной в силу следующего.
Определение времени бесплатного пользования санитарными комнатами в течение двух часов до отправления или с момента прибытия поезда на станцию по предъявлению проездного документа, ограничивает установленные законом права потребителя на оказание санитарно-гигиенических услуг (услуг пользования туалетом), что недопустимо в силу положений статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Потребитель, право которого на бесплатное пользование услугами туалетами нарушено, вправе требовать с РЖД возмещения морального вреда (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 29.04.2014 по делу N 11-4286/2014).
Таким образом,
- Администрация вокзала (или уполномоченные ею лица) обязана размещать на официальном сайте вокзала и непосредственно в здании вокзала при входе в туалеты - объявления о праве на бесплатное их посещение при наличии проездного документа.
- Определение времени бесплатного пользования санитарными комнатами в течение двух часов до отправления или с момента прибытия поезда на станцию по предъявлению проездного документа, является незаконным, поскольку ограничивает установленные законом права потребителя на оказание санитарно-гигиенических услуг.
- Потребитель, право которого на бесплатное пользование услугами туалетами нарушено, вправе требовать с РЖД возмещения морального вреда.
- Распоряжения администрации вокзалов об определении времени бесплатного пользования санитарными комнатами должны признаваться недействительными как ограничивающие установленные законом права потребителя.
И вот, наконец, Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей Дирекцией железнодорожных вокзалов и восстановила права пассажиров, как потребителей транспортных услуг.
Прокуратурой установлено, что лицо, имеющее действительный проездной документ на одну поездку в течение календарных суток, начиная с даты, указанной в проездном документе и в течение одного часа следующих календарных суток имеет право бесплатного пользования санитарными комнатами на железнодорожном вокзале.
Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства, с пассажиров поездов пригородного сообщения за пользование санитарными комнатами после окончания поездки Дирекцией взималась плата.
В этой связи межрегиональной транспортной прокуратурой начальнику Дирекции внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.
По результатам принятых прокуратурой мер Дирекцией железнодорожных вокзалов руководителям структурных подразделений на территории России дано указание о выделении одной санитарной комнаты с правом бесплатного их посещения, в том числе пассажирами пригородных поездов после высадки из поезда на станции назначения.
По информации Московской межрегиональной транспортной прокуратуры