Первый в Новом году «Прямой вопрос» ОСОКИ адресован директору Государственного бюджетного учреждения «Московские ярмарки» Лиханову Александру Сергеевичу. Обращение почти новогоднее, так как вызвано нарушениями прав потребителей на столичных ярмарках «Путешествие в Рождество». Точнее будет сказать, тем - как Вы, Александр Сергеевич, и Ваши подчиненные способствуете нарушениям законодательства теперь уже именно на ярмарках «Путешествие в Рождество».
Было дело, мы Вам, Александр Сергеевич, от Объединения потребителей России уже писали о том, как нарушаются прав потребителей и правил торговли на торговых площадках, подведомственных ГБУ «Московские ярмарки». Такие нарушения постоянны и повсеместны – на ярмарках выходного дня, на региональных, на праздничных. Какие-то наши обращения были проигнорированы, на какие-то получили отписки. Интересно, что в ответах-отписках ваших замов с головой сдают чиновников Роспотребнадзора, которые, как в них утверждается, контролируют ситуацию на ярмарках вместе с сотрудниками ГБУ «Московские ярмарки». И нарушений не находят! При этом отказываются выйти на объект вместе с контролерами Объединения потребителей России. В подобных случаях я всегда говорю – это или профнепригодность или коррупция. На этот счет решайте сами, - очередной материал на эту тему – о нарушениях на ярмарках размещен на главной странице АИП ОСОКА в разделе «Объединение потребителей предупреждает» 27 декабря 2017 года. И так как сейчас новогодние праздники, то уместно сказать о том, как нарушаются правила торговли и права потребителей на ярмарках «Путешествие в Рождество».
Повсеместны типичные и хронические нарушения – огромное количество товаров, в том числе, продуктов питания, которые не имеют информации для потребителей (о составе, о производителе, сроках годности и т.д.); отсутствуют документы о качестве и безопасности товара, подтверждающие его происхождение; продавцы готового горячего питания режут мясо и сосиски, раскладывают блинчики, пирожки и начинки инструментами, которые негде помыть, также как и руки продавцов; компетентность большинства продавцов чрезвычайно низкая – они не имеют даже средних познаний о законодательстве – не осведомлены о правах потребителей и требованиях торговли. Понятно, что ни сотрудники ГБУ «Московские ярмарки», ни Роспотребнадзора «не могут» этого всего увидеть. Извините, что же они тогда «мониторят»?
А вот о том, что именно продается на ярмарочных прилавках, и сколько стоит, я говорить не буду, так как присоединяюсь к мнению Валентины Ивановны Матвиенко, посетившей ярмарку у ГУМа за несколько дней перед Новым годом. Напомню, Валентина Ивановна высказалась в том смысле, что ей просто стало стыдно за такую торговлю преимущественно штампованными матрешками (даже, если принять во внимание в этой связи пояснение руководителя Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюка о том, что это ярмарка «частная»). Мне тоже стыдно и обидно за столицу, что государственное учреждение, осуществляющее свою деятельность на бюджетной основе, не может и, похоже, что и не собирается организовывать торговлю в соответствии с действующим законодательством.
Лубочная красота, конфетки-бараночки, другая новогодняя мишура – это все очень хорошо. Глаз радуется. Но, вот, понимаете ли, Александр Сергеевич, есть закон, есть такое понятие, как потребительская безопасность (новый январский пример ее нарушения – отравление двенадцати артистов, принимавших участие в новогодних мероприятиях в Колонном зале Дома Союзов). Наконец, есть или должно быть уважение к людям, для которых эти праздничные ярмарки и организовываются.
В этой связи я хочу понять главное – Вы лично знаете о существовании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»? Читали ли Вы текст этого закона? Если – да, то почему не соблюдаете нормы закона в профессиональной деятельности? Если же Вы по каким-то причинам не знаете этот закон или решили сами и позволяете другим почему-то его не соблюдать при организации ярмарочной торговли, то Вы занимаетесь не своим делом, и Вам лучше подобрать себе другую сферу деятельности.
Поэтому в данном обращении к Вам, Александр Сергеевич, мы не ставим, как Вы понимаете, точку; мы ставим очередной знак вопроса о Вашей профессиональной компетенции и переводим поток наших обращений в ГБУ «Московские ярмарки» по фактам нарушений на них прав потребителей в более публичную плоскость.
На сегодня же предлагаю считать, опубликованный 27 декабря 2017 года на АИП ОСОКА материал под названием «Фестиваль нарушений закона на ярмарках московского рождественского фестиваля» [официальным заявлением в ГБУ «Московские ярмарки», как от средства массовой информации, на который организация должна ответить в течение семи дней.]