В Москве участники Объединения потребителей России и проекта «Народный контроль» провели рейд на Ярмарке московского рождественского фестиваля, в ходе которого были зафиксированы беспрецедентные нарушения прав потребителей и правил торговли.
Напомним, что в начале октября 2017 года контролеры московского отделения Объединения потребителей России проводили общественный контроль на ярмарке фестиваля «Золотая осень», расположенной на площади Революции у стен Исторического музея. Как выяснилось, на этой торговой площадке и организаторы (ГБУ «Московские ярмарки») и торговцы «забыли» начисто о правах потребителей. Обо всех нарушениях в адрес организаторов ярмарок были направлены уведомления и требования об их недопущении в дальнейшем. Как стало видно в декабре - не подействовало.
На этот раз, 26 декабря, нами было проведено мероприятие общественного контроля там же, на площади Революции, на ярмарке, организованной уже в рамках фестиваля «Путешествие в Рождество». Год Новый, а проблемы старые…
Группа контролеров под руководством председателя московского отделения Объединения потребителей России Наталии Старостиной и московского координатора проекта «Народный контроль» Антона Морозова вновь зафиксировала весьма серьезные нарушения закона и прав потребителей и правил торговли, как со стороны организаторов фестиваля – ГБУ «Московские ярмарки», так и со стороны продавцов.
Однако надо отметить, что приятно удивили администраторы ярмарки Алексей и Ирина – компетентные и вежливые сотрудники, которые сопровождали контролеров в ходе всего мероприятия, оказывая всяческое содействие. Оба администратора очень кратко, но жестко объяснялись с продавцами – нарушителями и пользовались явным авторитетом у всех предпринимателей. Но, к сожалению, «человеческий» фактор, увы, никто не отменял.
Контролеры снова зафиксировали несоблюдение норм противопожарной безопасности. Было обнаружено несколько электрических «удлинителей», находящихся под напряжением прямо под снегом на деревянном настиле около павильона для проведения мастер-классов для детей.
Организаторами ярмарки так и не обеспечена возможность вымыть руки, как для потребителей, так и для продавцов. Соответственно, не представляется возможным проведение надлежащей санитарной обработки утвари и поверхностей, используемых для приготовления горячих закусок и напитков. Продавцы справляются, кто как может. Кто-то использует кипяток из чайников, кто-то - бутилированную воду. А желающему перекусить потребителю выдают влажные салфетки.
В каждом ларьке выявлены однотипные нарушения: частично не было в наличии документов, подтверждающих качество и безопасность продукции, и товарных накладных; фиксировалась реализация продукции без необходимой информации (о производителе товара и его адресе, составе и условиях хранения, сроках годности и т.д.) или с информацией на иностранном языке. При этом стоимость некоторых непродовольственных «безымянных» товаров доходит до 2 – 4 тысяч рублей.
Продавцы горячей продукции (пирожки, блины, бургеры и ход-доги, напитки и т.п.) были не в состоянии четко разъяснить общественным контролерам и подтвердить наглядно, откуда прибыли на ярмарку те или иные готовые блюда, полуфабрикаты или различные ингредиенты для приготовления горячих закусок (начинки для пирожков и блинов, мясные котлеты, сосиски или «заправка»).
Стоит отметить, что по первому же требованию контролеров, которое сопровождалось четким распоряжением администратора ярмарки, продавцы моментально полностью убирали с прилавков продукцию, не имеющую необходимой информации или сопроводительных документов. В частности, с продажи было снято несколько десятков банок красной икры, несколько видов медового продукта, выдаваемого за натуральный мед, различная готовая и горячая продукция, а также несколько предметов одежды из шерсти, шарфы и пояса шерстяные и десятки пар вязаных носков и рукавиц, в том числе и детских.
Результаты осеннего и этого, зимнего, общественного контроля практически аналогичны. В очередной раз, приходится констатировать, что проблема с ярмарками (любого формата) носит хронический и неизлечимый характер. Московские власти, контрольно-надзорные и правоохранительные органы дружно разводят руками и, очевидно, не способны эту проблему решить. Представители ГБУ «Московские ярмарки» регулярно утверждают, что никаких нарушений быть не может, т.к. «мы мониторим все площадки ежедневно, а Роспотребнадзор приходит с проверкой раз в три дня». Департамент торговли и услуг Москвы, мэрия и прокуратура не желают рассматривать сообщения о выявляемых регулярно нарушениях и упорно перенаправляют такие обращения в Роспотребнадзор. Эта Служба, в свою очередь, постоянно рапортует либо об отсутствии нарушений, либо более, чем через 30 дней после обращения сообщает о невозможности провести проверку по причине окончания двухнедельного (!!) срока проведения ярмарки. При этом на сайте московского Управления Роспотребнадзора периодически (особенно часто с апреля по октябрь) публикует обобщенную информацию по итогам проведенных на ярмарках проверок, где сообщается о выявлении и пресечении большого количества достаточно серьезных нарушений, создающих угрозу жизни и здоровью потребителей, а так же их безопасности.
Московское отделение Объединения потребителей России намерено добиться самого пристального внимания местных властей и контрольно-надзорных органов к проводимым в Москве ярмаркам. От проблемы такого характера, масштаб которой регулярно растет, невозможно отстраняться постоянно. Москва должна быть не только красиво украшена в праздники, но быть цивилизованной при организации городской торговой деятельности.
С фотографиями рейда можно ознакомиться здесь
Наталия Старостина – председатель регионального отделения
Объединения потребителей России в Москве