Все кинутые - якобы разорившимися турфирмами - туристы несчастливы одинаковы: их выселяют из отелей, не кормят, они сутками ждут вылетов в аэропортах, они теряют деньги. Такие случаи регулярны, летом и в новогодние праздники – печальнаятрадиция. Но не всем туристам, попавшим в беду, помогают одинаково организации и ведомства из сферы туриндустрии. В этот раз в Турции – поддержка обманутым клиентам московского туроператора TED Travel (ООО «Терра»), который резко приостановил свою деятельность, вызывает уважение - все оперативно спешат на помощь людям.
Таких несчастных туристов, купивших туры у TED Travel, оказалось более четырех тысяч человек, почти тысяча из них отдыхает в настоящее время в Турции, и еще около трех тысяч человек туры оплатили, но воспользоваться ими так и не смогут.
Главные неприятности начались на этой неделе именно у отдыхающих в Турции – их стали выселять из отелей, где они проживали, требую повторно оплатить номера, за которые люди уже внесли деньги на счет TED Travel. Выселение продолжалось и 25 августа, к этому времени российские дипломаты, включившиеся в ситуацию, через Министерство туризма Турции обратились к хозяевам турецких отелей не выселять россиян, оказавшихся в заложниках ситуации. По словам главы Ростуризма Олега Сафонова, незаконность действий со стороны администрации отелей подтверждают в Министерстве туризма Турции.
Проблемы начались также у туристов, которых этот туроператор отправил в ОАЭ, Индию, Таиланд, Тунис, на Кипр.
Информация о том, что TED Travel прекращает свою деятельность и не может выполнить обязательство перед клиентами, появилась на сайте туроператора неожиданно. И еще более неожиданной была названа причина такого краха - вирус Коксаки и сопровождающая якобы его паники на курортах Турции (которой не наблюдается). В сообщении компании сказано, что «Прекращение деятельности связано с сильным падением спроса на туристский продукт по основному туристскому направлению деятельности компании на фоне объявленной сложной эпидемиологической обстановки в Республике Турция».
При этом сразу возникает вопрос – где деньги тех клиентов, которые были оплачены за путевки и должны были поступить на счета отелей, в которые наши граждане уже заселились? Денег нет. Людей выселяют. На телефоны Ростуризма, Генконсульства и Посольства в этой связи потупают десятки жалоб и претензий. Генконсульство в Анталье во взаимодействии с Посольством России в Анкаре находится в рабочем контакте с местными властями, туроператорами и менеджерами гостиниц для того, чтобы смягчить остроту ситуации, оказать пострадавшим возможную помощь.
В том, что TED Travel провернул такую комбинацию преднамеренно, практически нет никаких сомнений.
В частности, глава Ростуризма Олег Сафонов проведя совещание с руководством TED Travel, не услышал внятного ответа на вопрос о решении проблем туристов, после чего стало очевидно, что туроператор умывает руки.
В итоге по результатам этой встречи Олег Сафонов направил заявление в правоохранительные органы, в котором попросил проверить правомерность и наличие умысла в действиях на руководства TED Travel. Также в Ростуризме поставили под сомнение названную самим туроператором причину собственной несостоятельности – вирус Коксаки, что не могло критически повлиять на спрос, так как отказы от поездок в Турцию яввляются минимальными.
Хорошие новости для находящихся в Турции по линии TED Travel заключаются том, что к решению их проблем скоординировано подключились все заинтересованные структуры – Ростуризм, МИД, «Турпомощь», а также в том, что по предварительным сведениям, фингарантии распространятся на всех туристов, понесших убытки (если их количество резко не вырастет из-за неоплат туров в других странах) Финансовая ответственность туроператора была застрахована в страховых компаниях «Инвестстрах» и «Якорь» на 25 миллионов рублей в каждой, то есть общий размер финансового обеспечения составляет 50 миллионов рублей. Этих денег должно хватить на покрытие убытков отдыхающих, или, по крайней мере, основной их части.
Однако пока в Ростуризме туристам советуют самостоятельно оплачивать проживание, так как не удается максимально быстро из-за большого количества случаев выселения, решать такие проблемы. Затем дополнительно затраченные деньги туристы смогут получить в страховой компании.
Так же оперативно был проработан и решен вопрос отправки наших туристов в Россию. Авиакомпания «Якутия» подтвердила свои обязательства по вывозу туристов TED Travel из Турции, и такие рейсы начнутся уже с 26 августа, причем они будут выполняться согласно запланированному графику полетов. Стоит отметить, что авиакомпания «Якутия», будет делает это, несмотря на то, что на руках у отдыхающих обратных билетов нет, что тоже является нарушение со стороны TED Travel, так как противоречит законодательству, которое запрещает выписывать билеты в одну сторону в рамках реализации тура. Все туристы будут вылетать согласно ранее заявленному расписанию по завершению времени своего тура.
Конечно, бестолковых и самонадеянных бизнесменов в турбизнесе и мошенников в туристской сфере всегда будет много, от встречи с ними не застрахован никто, каждый год будут, увы, новые претерпевшие от них люди. Но то, что официальные представители туриндустрии – чиновники и представители туристских ассоциаций делают выводы из таких негативных тенденций, и успешно приобретают опыт помощи туристам, поавшим в сложные ситуации – тоже уже факт.
Специально для АИП ОСОКА Ориф Аминов из Анкары