22 июля 2025 года Госдумой принят во втором и третьем чтении проект Федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в России". 25 июля закон одобрен сенаторами в Совете Федерации. Новый нормативный акт, по замыслу парламентариев, должен обеспечить баланс интересов всех участников электронной торговли
Закон закрепляет базовые требования к участникам электронной торговли и к их взаимодействию, формирует понятийный аппарат правового регулирования в данной сфере.
Что касается непосредственно потребителей, то в законе очень подробно прописаны требования к владельцам цифровых платформ и операторам в части обеспечения потребителей необходимой информацией.
Так, владельцам цифровых платформ предписано размещать на сайте информацию об их электронном адресе для направления юридически значимых сообщений, а также фамилию, имя, отчество (для физических лиц) или наименование (для юридического лица).
Однако основная информационная нагрузка будет возлагаться на карточку товара. Массив информации, подлежащей размещению в ней весьма обширный, причем это не только информация в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, но также иная обязательная информация.
Обеспечение технической возможности размещения партнерам (продавцами и исполнителями) на посреднической цифровой платформе в карточке товара всей информации, предусмотренной законом, осуществление ее проверки - также обязанность операторов.
Установление требований к карточке, отображению информации в ней, а также установление порядка проверок, требований, без соблюдения которых оператор не вправе допускать размещение такой карточки товара на посреднической цифровой платформе, отнесено к компетенции Правительства.
К защите потребителей направлены и нормы об идентификации продавцов в государственной информационной системе, об упрощенном порядке возврата некачественного товара, приобретенного на цифровой платформе, стандартизация работы пунктов выдачи заказов.
Закон вступает в силу с 1 октября 2026 года.
Однако законодатели признают, что работы в данной сфере регулирования много, ведь фактически речь идет о новой эпохе торговых правил. В эпоху электронной коммерции в законодательстве должны найти отражение и безопасность потребителей и права работников, и равные правила конкурентной борьбы, а также баланс между традиционной и электронной коммерцией (подробнее см.https://t.me/KanaevAlexei)
Правительству предстоит утвердить большое количество подзаконных актов. Отдельные моменты, возможно, будут отлажены цифровым платформам в рамках добровольных практик регулирования.
В связи с принятием Федерального закона "Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в России" изменения вносятся и в другие законы. Так, Госдумой уже принят и Советом Федерации одобрен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты», который среди прочих вносит изменения в Закон "О защите прав потребителей". Данные изменения будут прокомментированы дополнительно.
Татьяна Березовская, обозреватель АИП ОСОКА


