Создать порядок через хаос - к этому стремились операторы связи, лоббируя закон «о свободном доступе провайдеров в многоквартирные дома (МКД)», который вступил в силу с 6 апреля 2024 года. Речь о Федеральном законе "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации" от 06.04.2024 № 67-ФЗ (далее ФЗ № 67-ФЗ), который вызвал много стонов со стороны управляющих организаций, так как лишает их дохода от договоров с операторами связи (провайдерами) на размещение их оборудования в многоквартирных домах (МКД).
Что этот закон меняет для операторов связи (провайдеров), оказывающих свои услуги на основании соответствующей лицензии? – он делает их жизнь гораздо приятнее.
Теперь согласно нормам ФЗ № 67-ФЗ, такие компании будут размещать оборудование МКД без решения общего собрания собственников (ОСС), достаточно договора с одним абонентом - человеком (или организацией), проживающим в доме (причем, не обязательно – собственником); при этом провайдеры не должны больше платить за использование общего домового имущества, а только за потреблённую электроэнергию. И хотя провайдеры должны нести ответственность за порчу общего имущества, за нарушение норм законодательства при монтаже своих устройств, а также обязаны привести уже размещённые сети в соответствие новым требованиям в течение года с момента вступления силу ФЗ № 67-ФЗ, но, совершенно очевидно, что это нормотворческий гарнир. На самом деле, кто же их заставит? – они же провайдеры.
Именно в этом и был смысл ФЗ № 67-ФЗ для провайдеров – войти в МКД без шума и пыли - бесплатно и без решений собственников. Получилось, - убрали с дороги управляющие организации, упростили и удешевили процесс; жильцам же вообще без разницы – кто, где и что вешает. В принципе, хуже никому не стало.
Закон вступил в силу, но пока внес больше хаоса, при этом позволил собственникам открыть глаза и задать управляющим организациям вопрос – постойте, а где наша доля от денег, которые вы - коммунальщики получали от провайдеров?
Посмотрим на ключевые новации закона внимательнее.
- Ответственность провайдеров в отношении использования объектов общего домового имущества (ОДИ) многоквартирных домов
1). Статьей 2 (пп.б п.2) Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации" от 06.04.2024 № 67-ФЗ введенаответственность оператора:
- за нарушения требований пожарной безопасности, требований законодательства о градостроительной деятельности, санитарных норм и правил вследствие монтажа, эксплуатации и демонтажа сетей;
- за вред, причиненный оператором связи общему имуществу в многоквартирном доме в результате монтажа, эксплуатации и демонтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме (п. 4.3. статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации);
2). пунктом 5 статьи 3 ФЗ № 67-ФЗ провайдерам предписано в срок до 06.04.2025г. ранее смонтированные сети связи привести в соответствие с порядком монтажа сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме и требованиями к такому монтажу, установленными правилами взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, при монтаже, эксплуатации и демонтаже сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме, в том числе типовыми техническими требованиями к монтажу сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме оператором связи, заключившим с собственником помещения в многоквартирном доме или нанимателем жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма договор об оказании услуг связи, утвержденными Правительством РФ в соответствии с пунктом 2.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации,
3). п.3.8 ч. 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания отнесено принятие решений о демонтаже сетей связи, монтаж которых осуществлен в соответствии с частью 4.2 статьи 36 настоящего Кодекса (то есть после 06.04.2024г. на основании договора с гражданином - абонентом).
- Но одновременно возникают спорные ситуации в плане гражданско-правовой ответственности операторов связи и управляющих организаций, связанные с прекращением действия старых договоров и урегулированием «бездоговорных» отношений.
В соответствии с п. 4. ст. 3 ФЗ № 67-ФЗ подлежат прекращению (расторжению) договоры (по требованию любой из сторон) между оператором связи и управляющей организацией, предусматривающие плату за пользование объектами общего имущества в многоквартирном доме для оказания услуг связи в многоквартирном доме, за доступ к объектам общего имущества в многоквартирном доме для монтажа, эксплуатации и демонтажа сетей связи (за исключением радиоэлектронных средств подвижной радиотелефонной связи), за доступ к сетям связи либо за оказание иных услуг, связанных с монтажом, эксплуатацией и демонтажом сетей связи на объектах общего имущества в многоквартирном доме ;
Однако Закон не устанавливает срок, в который должны быть прекращены договоры, указано лишь, что они подлежат прекращению по требованию любой из сторон.
Также Закон не устанавливает никаких санкций за непрекращение действующих договоров.
То есть фактически, в отсутствие выраженной воли какой-либо из сторон, допустима ситуация, когда ранее заключенный договор продолжает действие, а плата по нему - продолжает взиматься управляющей организацией.
В такой ситуации нет оснований говорить о неосновательном обогащении управляющей организации или о невыполнении предписания Закона.
- В плане соблюдения интересов собственников МКД привлекает внимание период до вступления в силу ФЗ №67-ФЗ, то есть до 6 апреля 2024 года, так как провайдеры и управляющие организации чаще заключали межу собой договора без их утверждение ОСС, это была обычная практика. Деньги от таких договоров поступали в управляющие организации и даже не отображались на счетах МКД, а использовались на усмотрение коммунальщиков.
Поэтому – до вступления в силу ФЗ № 67-ФЗ использование провайдерами общего имущества дома без заключения соответствующего договора и без оплаты пользования признавалось судами неосновательным обогащением и собственники (управляющая организация) взыскивали такую плату в судебном порядке. Суды в своих решениях указывали, что допуск операторов связи к общему имуществу в МКД законен только при наличии договоров, заключенных с абонентами - собственниками помещений в МКД для предоставления услуг связи, договора на использование общего имущества МКД с управляющей организацией и протокола общего собрания собственников МКД, разрешающего использование общего имущества МКД для размещения соответствующего оборудования.
По этим же основаниям двухсторонние договора – между оператором связи (провайдером) и управляющий организацией, заключенные без решения ОСС, также могут считаться неосновательным обогащением управляющей организации.
Вступление в силу ФЗ № 67-ФЗ пресекает незаконность использования общего имущества операторами связи (провайдерами), но не узаконивает такое бездоговорное использование в прошлом периоде.
Исходя из общих норм ГК РФ о сроках исковой давности, вступление в силу ФЗ № 67-ФЗ собственники (управляющая организация) вправе требовать платы за такое пользование в период за три года до вступления в силу ФЗ № 67-ФЗ.
В итоге – провайдеры, добившись принятия ФЗ № 67-ФЗ, достигли своих целей - отодвинули интересы управляющих организаций и собственников, получили законное право на свободное и бесплатное размещение своего оборудования в МКД. А что делать? – прогресс требует жертв.
Татьяна Березовская
обозреватель АИП ОСОКА