В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находится Законопроект № 237186-8 "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О связи" и Жилищный кодекс Российской Федерации (в части обеспечения права граждан на доступ к информации), внесенный депутатами Государственной Думы А.Е.Хинштейном, С.А.Пахомовым, сенаторами Российской Федерации А.А.Турчаком, А.А.Клишасом
29 июня 2023 года законопроект принят в первом чтении.
Законопроект содержит положения, затрагивающие интересы всех собственников и нанимателей многоквартирных домов, поскольку предусматривает использование общего имущества дома иными лицами (операторами связи) без согласия собственников.
Речь идет об обеспечении доступа операторов связи к использованию общего имущества многоквартирных домов без проведения общего собрания собственников, на основании договора с отдельным собственником (при этом ограничений по количеству таких сетей и договоров не предусмотрено).
Напомним, что по действующему законодательству операторы связи могут устанавливать оборудование в многоквартирных домах только с согласия жильцов, поскольку законодательством предусмотрено право собственников квартир совместно распоряжаться общедомовым имуществом.
Исключение по общему имуществу сделано только для безвозмездного приспособления общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме (часть 41 ст. 36 ЖК РФ). При этом норма ч. 41 базируется на том, что жилое помещение должно отвечать обязательным требованиям, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов (ч.3 ст. 15 Жилищного кодекса).
Законопроектом (пп б п.3 Проекта) планируется внести в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации еще одно исключение, дополнив статью частью 42 следующего содержания:
"Размещение на объектах общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляется без решения общего собрания собственников помещений в этом доме при наличии договора об оказании услуг связи с собственником помещения или нанимателем жилого помещения в этом доме».
Как видим, потребность в обеспечении доступа операторов связи к общему имуществу обосновывается договором собственником, то есть единоличным волеизъявлением.
Одновременно законопроект наделяет органы государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений полномочиями устанавливать порядок размещения в помещениях общего имущества многоквартирного дома сетей связи оператором связи, включая требования к размещению, порядок взаимодействия оператора связи и лица, осуществляющего управление многоквартирным домом (проектируемый пункт 21 статьи 12 Жилищного кодекса).
Представляется, законопроект, принятый в первом чтении, идет вразрез с общими положениями жилищного и гражданского законодательства относительно владения, пользования и распоряжения общей собственностью.
Согласно ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со статьей 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников.
Имущество, находящееся в общей собственности, может быть предоставлено в пользование третьим лицам по решению, принятому двумя третями голосов собственников помещений, машино-мест в здании или сооружении (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
Собственники помещений, машино-мест в здании или сооружении совместно владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом или другим законом пределах распоряжаются общим имуществом в здании или сооружении (пункт 4 статьи 287.5 ГК РФ).
Проектируемые нормы никак не соотносятся с вышеперечисленными.
Кроме того, представляется, что законопроект, выводя для защиты права граждан на информацию (как указано в подзаголовке проекта) вопрос о доступе оператора связи к общему имуществу в многоквартирном доме из компетенции общего собрания собственников, создает неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли проектируемые ч. 42 ст. 36 и ч. 21 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации (ч.2 ст. 35), в той мере, в какой ограничивают другое конституционное право граждан - право собственников совместно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью?
ОСОКА продолжит освещать прохождение данного законопроекта.
Татьяна Березовская,
обозреватель АИП ОСОКА,
руководитель управления судебной защиты прав потребителей ОПР