С 1 сентября 2022 года вступят в силу новые положения статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 01.05.2022 N 135-ФЗ), которые содержат новые обязанности и запреты для участников сделок с потребителями.
В целом новации ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» можно охарактеризовать следующим образом:
- сформулировано определение недопустимых условий, ущемляющих права потребителей как нарушающих правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;
- расширен круг нормативных правовых актов, которым должны соответствовать условия договора с потребителями (в том числе правилам, установленным международными договорами Российской Федерации);
- установлен Перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя; большинство из перечисленных в нем недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей, уже известны из правоприменительной практикой, но важен сам факт закрепления их в законе;
- расширен круг лиц, ответственных за убытки, причиненные потребителю включением в договор недопустимых условий договора (теперь в этот круг будут входить импортер и владелец агрегатора, в настоящее время он ограничивается изготовителем, исполнителем, продавцом);
- прописано, что условия договора, ущемляющие права потребителей и отвечающие критериям недопустимости, являются ничтожными (в действующей редакции признаются недействительными);
- установлены новые запрещающие и обязывающие нормы для продавца (исполнителя), владельца агрегатора.
Кроме этого продавцу (исполнителю, владельцу агрегатора) запрещено (п. 3 ст. 16 Закона) отказывать потребителю:
- в заключении договора и во внесении изменений в договор в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, в целях исключения таких условий;
- в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.
К запрещающим нормам следует отнести и нормы п. 3 ст.16 Закона, согласно которым продавцы, исполнители, владельцы агрегаторов не вправе:
- отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг).
- выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату без получения согласия потребителя.
Таким образом, понуждение потребителя под угрозой отказа в сделке к заключению сделки на недопустимых условиях, а также к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), будет образовывать состав административного правонарушения.
Из новых обязанностей продавца (исполнителя, владельца агрегатора) стоит отметить обязанности:
- оформлять письменное согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату и доказывать наличие такого согласия или обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется (абз. 5 п.3 ст. 16 Закона).
- предоставить в течение 7 дней потребителю информацию о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных (абз. 2 п.4 ст.16 Закона).
Обязанностям продавца корреспондируют права потребителя требовать:
- исключения из договора недопустимых условий договора (внесения соответствующих изменений в договор) (абз. 3 п.3 ст.16 Закона);
- рассмотрения в течение 10 дней требования об исключении из договора недопустимых условий с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования (абз. 3 п.3 ст.16 Закона);
- возврата продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) уплаченной суммы за дополнительные (несогласованные) работы (услуг), если они оплачены(абз. 4 п.3 ст.16 Закона).
- предоставления информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных (абз. 2 п. 4 ст. 16 Закона).
Важно отметить, что участникам договорных отношений необходимо учитывать нововведения не только при заключении новых договоров, но и при исполнении ранее заключенных, поскольку Федеральный закон № 135-ФЗ распространил на них новые требования.
Татьяна Березовская - руководитель Управления ОПР по судебной защите потребителей
специально для АИП ОСОКА