3.12.2024
Вт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

27.06.2022 10:51
Договор с потребителем: новые требования
Татьяна Березовская, обозреватель АИП «ОСОКА»

Договор с потребителем: новые требования

С 1 сентября 2022 года вступят в силу новые положения статьи 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в редакции  Федерального закона от 01.05.2022 N 135-ФЗ), которые  содержат новые обязанности и запреты для участников сделок с потребителями. 

 

В целом новации ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»  можно охарактеризовать  следующим образом:

- сформулировано  определение  недопустимых условий, ущемляющих права потребителей как  нарушающих правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей;

- расширен   круг нормативных правовых актов, которым должны соответствовать условия договора с потребителями (в том числе правилам, установленным международными договорами Российской Федерации);

- установлен Перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителя; большинство из перечисленных в нем недопустимых условий  договора, ущемляющих права потребителей,  уже известны из правоприменительной  практикой, но важен сам факт закрепления их в законе;

- расширен круг лиц, ответственных за убытки, причиненные потребителю включением в договор недопустимых условий договора (теперь в этот круг будут входить импортер и владелец агрегатора, в настоящее время он ограничивается изготовителем, исполнителем, продавцом);

- прописано, что условия договора, ущемляющие права потребителей и отвечающие критериям недопустимости,  являются ничтожными (в действующей редакции признаются недействительными);

- установлены новые запрещающие и обязывающие нормы для продавца (исполнителя), владельца агрегатора.

 

Кроме этого продавцу (исполнителю, владельцу агрегатора) запрещено (п. 3 ст. 16 Закона) отказывать потребителю:

-  в заключении договора и во внесении изменений в договор  в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, в целях исключения таких условий;

- в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

 

К запрещающим нормам следует отнести и нормы п. 3 ст.16 Закона, согласно которым продавцы, исполнители, владельцы агрегаторов не вправе:

- отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних товаров (работ, услуг), по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг).

- выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату без получения согласия потребителя. 

Таким образом, понуждение потребителя под угрозой отказа в сделке к заключению сделки на недопустимых условиях, а также к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), будет  образовывать состав  административного правонарушения.

 

Из новых обязанностей продавца (исполнителя, владельца агрегатора) стоит отметить обязанности:

- оформлять письменное согласие потребителя на выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату и    доказывать наличие  такого согласия  или  обстоятельства, в силу которого такое согласие не требуется (абз. 5 п.3 ст. 16 Закона).

- предоставить в течение 7 дней потребителю информацию о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных (абз. 2 п.4 ст.16 Закона).

 

Обязанностям продавца корреспондируют права потребителя требовать:

- исключения из договора недопустимых условий договора (внесения соответствующих изменений в договор) (абз. 3 п.3 ст.16 Закона);

- рассмотрения в течение 10  дней требования об исключении из договора недопустимых условий с обязательным извещением потребителя о результатах рассмотрения и принятом мотивированном решении по существу указанного требования (абз. 3 п.3 ст.16 Закона);

-  возврата продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) уплаченной суммы за дополнительные (несогласованные)  работы (услуг), если они оплачены(абз. 4 п.3 ст.16 Закона).

- предоставления  информации о конкретных причинах и правовых основаниях, определяющих невозможность заключения, исполнения, изменения или расторжения договора без предоставления персональных данных (абз. 2 п. 4 ст. 16 Закона).

 

Важно отметить, что участникам договорных отношений  необходимо учитывать нововведения не только при заключении новых договоров, но и  при исполнении ранее заключенных, поскольку Федеральный закон № 135-ФЗ  распространил на них новые требования.

 

Татьяна Березовская - руководитель Управления ОПР по судебной защите потребителей

специально для АИП ОСОКА

Теги
Последние новости
Форум потребителей Амурской области
Председатель ОПР Алексей Корягин принял участие в работе Форума [»]
Подарочные карты «Спортмастер» «обналичили»
Суд обязал компанию возвращать деньги владельцам сертификатов [»]
ОПР – помощь жителям Курской области
К Миссии присоединились два подмосковных предприятия – «Жаннетт» и «Пехорский текстиль» [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов