На сайте московского управления Роспотребнадзора размещена компетентная информация на актуальный и очень проблемный потребительский вопрос - Что делать, если товар в Интернет-магазине оплачен (сделан заказ через интернет), но был отменен (не доставлен)? Таких вопросов – о правомерности отмены продавцами предварительно оплаченного товара, заказанного в Интернет-магазине, в одностороннем порядке, - естественно, будет появляться у потребителей все больше.
В этой связи Управление Роспотребнадзора по г. Москве обращает внимание, что в момент, когда потребитель оплатил товар и продавец выдал (прислал на электронную почту) чек, договор розничной купли-продажи считается заключенным и подлежит исполнению (статья 493 ГК РФ). Более того, если заказ совершен через Интернет, продавец обязан передать потребителю заказанный товар, даже если он еще не оплачен. В соответствии с пунктом 13 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463), договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар (заключить договор).
Продавец не имеет права в одностороннем порядке расторгать договор или не исполнять его по причинам, связанным с колебанием курса валют или задержек поставки.
Статья 23.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» определяет следующие гарантии для потребителей.
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре. Если товар оплачен, но продавец тянет с отгрузкой или доставкой товара, то потребитель вправе потребовать уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара.
Кроме этого в случае, если продавец не передал товар потребителю в установленный договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
ВНИМАНИЕ! Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке (п. 4 ст. 424 ГК РФ). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
В случае нарушения права потребителя на получение оплаченного товара необходимо направить продавцу претензию со ссылкой на указанные выше нормы. Добиться принудительного исполнения договора, в том числе возврата денежных средств, можно только через суд. Рекомендации, а также помощь по составлению претензии, искового заявления в суд можно получить в Управлении Роспотребнадзора по городу Москве или в территориальном отделе Управления по месту регистрации потребителя.
Бесплатную консультацию по вопросам защиты прав потребителей в городе Москве можно получить по телефону горячей линии Управления Роспотребнадзора по г. Москве: 8(495) 687-36-60.
По информации Управления Роспотребнадзра по г. Москве