27.11.2022
Вс
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
    


ОПР – нормотворческая деятельность и инициативы

30 лет назад - 7 февраля 1992 года - Президент России подписал Закон РФ «О защите прав потребителей» (введён в действие 7 февраля 1992 года со дня первого официального опубликования в «Российской газете»).

Этот нормативно-правовой акт надежно защищает потребительские права и интересы граждан, он стал самым «народным» законом в стране.

За прошедшие годы в Закон «О защите прав потребителей» внесено большое количество существенных изменений и дополнений. При этом процесс совершенствования закона продолжается – над этим работают как законодатели, так и общественность.

Объединение потребителей России постоянно и системно работает над задачей повышения законодательных гарантий потребительской безопасности, над вопросами модернизации потребительского права.

К примеру, в 2020 году ОПР предлагало внести поправку в пункт 2 статьи 7 Конституции России, дополнив его гарантией государственной защиты прав и интересов потребителей:

«2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, государственная защита прав и интересов потребителей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

К сожалению, наше предложение  не было поддержано Рабочей группой.

Одной из главных и принципиальных инициатив ОПР остается установление 7 февраля Всероссийского дня прав потребителей. Пока наше предложение не услышано.

Объединение потребителей России большое внимание уделяет нормотворческой деятельности, последовательно выступает за реформу потребительского законодательства и системы защиты потребителей.

Специально к 7 февраля этого года Татьяна Березовская, руководитель Управления ОПР по судебной защите потребителей, подготовила обзор нормотворческих предложений и отдельных инициатив Движения, который приведен ниже.

Актуальные направления нормотворческой  деятельности ОПР

В концентрированном виде  предложения ОПР изначально были сформулированы в программных документах ОПР и Общественных докладах 2011-2012 года.

По существу, эти предложения сводились к  необходимости разработки: 

  • стратегии защиты потребителей в Российской Федерации;
  • концепции совершенствования потребительского законодательства,  его кодификации;
  • созданию механизма урегулирования и разрешения споров и конфликтов в потребительской сфере через примирительные процедуры с участием посредников (медиаторов);
  • введению института Уполномоченного по правам потребителей.

Сегодня все эти направления  в целом успешно реализованы или находятся в стадии их реализации.  

Утверждена  Стратегия государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

Реализованы предложения, высказанные председателем ОПР Алексеем Корягиным на заседании Президиума Госсовета об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей, которое состоялось  в январе 2012 года под председательством Президента России Дмитрия Медведева. Какие это предложения?

  • о необходимости развития института общественного  контроля за соблюдением прав потребителей;
  • необходимости обобщить практику по делам о защите прав потребителей, что мог бы сделать Пленум Верховного Суда Российской Федерации.

Инициатива создания института уполномоченного по правам потребителей, которое тогда не было поддержано Президентом, сегодня  также воплощается на региональном уровне.

В перечне поручений Президента России Владимира Путина, данных по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития Национальной системы защиты прав потребителей (состоявшегося 18 апреля 2017 года) учтены четыре из десяти предложений, которые были подготовлены и направлены Объединением потребителей России в рабочую группу по подготовке этого заседания.

Первое предложение – о расширении полномочий местного органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей. Включено в п.1. б поручений.

Второе предложение – об обобщении судебной практики в сфере защиты прав потребителей. Включено в п.5 поручений.

Третье предложение – о региональных программах по защите прав потребителей. Включено в п.6 поручений.

Четвертое предложение – об организации при высших должностных лицах в субъектах Российской Федерации координационно-совещательных органов по вопросам защиты прав потребителей с участием общественных объединений потребителей. Включено в п. 7.

Таким образом, вектор поручений Президента – повышение ответственности региональных и местных органов власти в вопросах защиты прав потребителей при обязательном участии в их решении общественных потребительских организаций.

В основном оправдались усилия ОПР по внесению  изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей», в иные законодательные акты, связанные с защитой потребителей.

Нормотворческие предложения ОПР

Сформированный по состоянию на начало 2022 года Реестр законодательных инициатив ОПР включает 16 сформулированных и обоснованных наших инициативы.  

Некоторые из них  учтены в находящемся на рассмотрении в Госдуме проекте федерального  закона  о внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Например:

  • о введении в закон понятия «самозанятых»;
  • о введении экспертизы исполнителя для услуг (работ) в случае спора о недостатках результата работы (услуги);
  • поправки в Гражданский кодекс, направленные на прекращение практики снижения сумм штрафов, взыскиваемых в пользу потребителей (п.6 ст.13 Закона) и неустойки в спорах по долевому строительству.

С учетом  сказанного, Объединение потребителей России считает, что  потребительское законодательство в целом сегодня достаточно сбалансировано и не содержит пробелов, угрожающих интересам потребителей.  

Вместе с тем, остались некоторые погрешности в терминологии, устаревшие определения в  понятийном аппарате, над которыми надо продолжать работать.

Терминология и понятийный аппарат

У нас есть конкретные предложения, направленные на исправления опечаток, совершенствование понятийного аппарата:

  1. об исправлении опечатки в статье 30 Закона РФ «О защите прав потребителей». Слово «ТОВАР» в абз.2 ст.30 необходимо  заменить на слова «РАБОТА (УСЛУГА)».
  2. о внесении понятия «Национальная система защиты прав потребителей» в Закон РФ «О защите прав потребителей». Выстроенная в России многоуровневая национальная система защиты прав потребителей, включающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, в целом обеспечивает системную и действенную защиту потребительских прав и интересов граждан. Вместе с тем, терминологический аппарат закона РФ «О защите прав потребителей» такого определения не содержит.

Отдельно нужно сказать об усилении административной и  уголовной ответственности за правонарушения в сфере защиты прав потребителей и о подготовке соответствующих законов.

За период работы в Рабочей группе Совета Федерации нами был сформулирован  блок предложений  по усилению административной и уголовной ответственности за правонарушения в сферах, затрагивающих интересы и благополучие потребителей.

Наиболее актуальные были оформлены в законопроекты и внесены в Госдуму. Всего ­­- 8 законопроектов. Некоторые из них отклонены, другие на доработке, но предложения, направленные  на пресечение действий недобросовестных хозяйствующих субъектов, вводящих потребителей в заблуждение относительно качества продукции, необходимой информации о товарах, услугах, продавцах и изготовителях продукции –  по-прежнему актуальны.

А теперь переходим к главному  - это блок норм, направленных на регулирование деятельности общественных объединений потребителей.

О нормотворчестве в поддержку общественных объединений потребителей в реализации их прав по защите интересов потребителей

Финансовые гарантии

Актуальность данного направления работы обусловлена тем, что  сегодня, на наш взгляд, не  реализуется самая важная функция общественных объединений - обращение в суды в защиту прав потребителей, неопределенного круга потребителей. Не работают материальные гарантии реализации права общественных объединений на судебную защиту. Правоприменительная практика сложилась таким образом, что фактически, общественные объединения лишаются  законных денежных средств.

С 2013 года суды не возмещают общественным объединениям потребителей судебные расходы, если указанные объединения обращаются в суд за защитой прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределённого круга потребителей) в порядке ст. 46 ГПК РФ.

Суды мотивируют  тем, что общественные объединения, как и органы власти, наделенные полномочиями по защите прав и интересов других лиц, должны иметь необходимый ресурс для ведения таких дел, и оно не предполагает возмездной основы. 

Кроме того, считают суды, законом предусмотрены иные источники компенсации расходов - штрафы.

При этом общеизвестно, что  размер штрафов, присуждаемых в пользу потребителей, также теперь подлежит снижению как обычная неустойка.

Такая правоприменительная практика:

  • препятствует реализации права общественных объединений на обращение в суд в защиту других лиц, то есть когда общественное объединение является процессуальным истцом, на основании ст. 46 ГПК;
  • лишает общественные объединения законных денежных средств.

Наша задача  - восстановить гарантии, уже заложенные в законе и добиться расширения законных источников финансирования.

Конкретные предложения (инициативы) в этом направлении:

  1. Об исключении общественных объединений потребителей из круга лиц, которым не  возмещаются расходы на представителей (прокурор, уполномоченный по правам человека,  органы местного самоуправления).
  2. О внесении изменений в Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 324-ФЗ Суть его: предлагается включить общероссийские общественные объединения потребителей, его региональные и местные отделения. в число субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам с правом получения соответствующих компенсаций из госбюджета.
  3. Наше предложение о внесении изменений в п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», направленное на пресечение практики снижения размера штрафов, взыскиваемых в пользу потребителей, в настоящее время приостановлено в связи с ожидаемым решением данной проблемы с принятием Федерального закона, внесенного в Госдуму, где эта позиция учтена.
Поднятие авторитета общественного контроля

Мы знаем, что подача исков в защиту неопределенного круга потребителей в последние годы сопряжена  с трудностями предоставления доказательной базы. Материалы мониторинга общественников суды как правило, не принимают в качестве таковой, находят в них массу изъянов. Контрольно-надзорные органы на обращения общественных объединений, как правило, отписываются.

В этой связи наши предложения к законодателям:

  1. скорректировать абз. 4 п.2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», который в действующей редакции толкуется правоприменителями как право осуществлять общественный контроль и направлять информацию в КНО исключительно «в связи с обращениями потребителей»;
  2. дополнить Закон РФ «О защите прав потребителей» статьей 45.1 о общественном контроле в сфере защиты прав потребителей. В статье предлагается закрепить:
  • права и обязанности общественных объединений потребителей при проведении общественного контроля;
  • запрет на противодействие со стороны предпринимателей;
  • обязательное реагирование контрольных (надзорных) органов на сообщения о результатах общественного контроля.

Аналогичные нормы имеются в других законах (например, в Законе РФ ст. 20 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая с 01.01.2020 регламентирует общественный контроль в области обращения с животными).

Пресс-служба ОПР

Теги ОПР
Последние новости
Тарифы на ЖКУ снова поднимут
Изменение стоимости ЖКУ затрагивает холодную и горячую воду, электроэнергию, тепло, газ и вывоз мусора [»]
Председатель ОПР Алексей Корягин принял участие в конференции
Алексей Корягин принял участие в работе конференции «Защита прав потребителей в Ростовской области» [»]
Осенние консультации в ОПР
В октябре прошли персональные онлайн-консультации с руководителями структурных отделений [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов