1.12.2021
Ср
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  

Алексей Корягин об омбудсмене потребителей
Алексей Корягин. Фото Совета Федерации.

Алексей Корягин об омбудсмене потребителей

На состоявшемся 18 октября 2021 года в Совете Федерации заседании Рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей (Рабочая группа Вячеслава Тимченко), Алексей Корягин, руководитель ЦИК ОПР, сделал сообщение на тему «О становлении института Уполномоченного по правам потребителей на региональном уровне».

В своем выступлении Алексей Корягин в частности сказал следующее:

«С чувством глубокого удовлетворением констатирую - начало организации института уполномоченных по правам потребителей (в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора) положено.

В августе этого [2021] года Указом главы Республики Башкортостан региональным уполномоченным по правам потребителей назначен Валерий Геннадьевич Самохин, - юрист, общественный деятель, писатель. 

Объединение потребителей России поздравляет Валерия Геннадьевича и желает ему настойчивости в правозащитной деятельности в новом статусе, за которой мы будем внимательно наблюдать и оказывать ему содействие.   

Становление данного института началось на региональном уровне, но у нас – потребителей – обязательно будет и свой общероссийский уполномоченный. Такая инициатива Объединения потребителей России впервые была озвучена мной ещё в 2012 году – на заседании Президиума госсовета.

Необходимость введения института Уполномоченных по правам потребителей очевидна, и не требует дополнительных обоснований. Мы видим, что потребительские права и интересы граждан продолжаю оставаться наиболее уязвимыми и наименее защищенными (и главное – их очень трудно восстановить после нарушений, даже по решению суда). При этом защита потребительских интересов граждан – важная составляющая борьбы с бедностью, как главной социальной проблемой государства (о чём постоянно говорит Президент).

В тоже время многолетняя эффективная деятельность Уполномоченных по правам – человека, ребенка, предпринимателей доказала, что такой институт вовсе не «пятое колесо в телеге». Получается, что свой уполномоченный есть у всех, кроме потребителей. Тот же бизнес кто только не защищает, включая его омбудсменов на всех уровнях; но вот, только потребитель не знает, как заставить этот бизнес обратить на себя внимание, - например, принять и прореагировать на жалобу. Надо сбалансировать представительство сторон - участников потребительского рынка. Это будет справедливо.

Конечно, период становления института Уполномоченного займёт определенное время, в том числе, и для формирования нормативной и методической базы его деятельности. Но когда такой институт будет сформирован, он станет одним из основных механизмов Национальной системы защиты прав потребителей и новым этапом её развития.

В целом, деятельность Уполномоченного мы видим в следующем.

Главная его функция – представлять интересы широкого круга потребителей, защищая от наиболее острых проблемам, угрожающих потребительской безопасности граждан и интересам государства; создавать коммуникации между  участниками Национальной системы защиты прав потребителей (их сейчас практически нет), организовывать диалог бизнеса и потребителей, включая разрешение споров и конфликтов в досудебном порядке.

В первую очередь Уполномоченный должен предпринимать действия по разрешению системных потребительских проблем, особенно в тех ситуациях, где существуют законодательные пробелы, а органы власти и местного самоуправления бессильны или бездействуют.

Коллеги, подчеркну, Уполномоченный не должен становиться ещё одним «консультационным пунктом» для потребителей, разбора их обращений и жалоб. Сейчас у граждан есть возможности получать бесплатную юридическую помощь в таких пунктах Роспотребнадзора, ведомство в этом плане работает вполне эффективно, в том числе обращается в суд в защиту потребителей, а также у «бесплатных адвокатов» и т.д.

Как можно ввести должность Уполномоченного [по правам потребителей] в субъекте?

Просматриваются два основных варианты (более подробно о них в наших рекомендациях).

Первый - законом субъекта «Об Уполномоченном по правам потребителей».

В таком случае предусматривает введение новой государственной должности в субъекте  – Уполномоченный по правам потребителей, что, соответственно, требуется финансирование из регионального бюджета.

Второй - Уполномоченный может быть утвержден Распоряжением Главы субъекта в качестве его Советника (на общественных началах) и одновременно в статусе Уполномоченного по правам потребителей.

Именно такое решение было принято в Башкортостане, и на данном этапе я считаю его наиболее рациональным.

Со своей же стороны - призываю глав субъектов Российской Федерации, региональные органы власти – вводить институт Уполномоченного по правам потребителей, это – на благо людей, да, и власти – в помощь».

Пресс-служба ОПР

Последние новости
ОПР предупредило АКОРТ о торте «Алёнка»
Объединение потребителей России 29 ноября 2021 года направило в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ) Предупреждение для торговых сетей, [»]
Съезд ОПР и Конгресс волонтеров – итоги
Алексей Корягин, избранный 15 ноября 2021 года шестым Съездом Объединения потребителей России председателем этого самого массового потребительского [»]
Съезд ОПР и Конгресс волонтеров – итоги
Алексей Корягин, избранный 15 ноября 2021 года шестым Съездом Объединения потребителей России председателем этого самого массового потребительского [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов