18 октября 2021 года в Совете Федерации на заседании Рабочей группы по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей был представлен Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей – 2021, подготовленный Объединением потребителей России.
Первое место в Рейтинге – 2021 заняла Республика Башкортостан.
Представляя итоги Рейтинга – 2021, Ирина Соколова, руководитель Аналитического управления Объединения потребителей России и проекта «Рейтинг ОПР», в своем выступлении в частности сказала:
«Мы готовим такой рейтинг начиная с 2010 года. Рейтинг-2021 уже шестой по счету. Материалы всех рейтингов размещены на нашем сайте.
Работая над рейтингом, ОПР исходит, во-первых, из мнения президента России - Владимира Путина о том, что «общество должно иметь возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений, иметь эффективные каналы общественного контроля, и «обратной связи».
Во-вторых, из следующего тезиса Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей, цитирую:
«Полномочия, которыми обладают в настоящее время общественные потребительские объединения, позволяют им не только влиять на формирование государственной политики в этой сфере общественных отношений, но и выступать независимыми экспертами в ее оценке.»
Наш рейтинг дает возможность реализовывать все эти формы общественного участия.
Цель рейтинга – представить общественную оценку деятельности участников Национальной системы защиты прав потребителей, в первую очередь на её региональном уровне.
Рейтинговые исследования проводятся по методике, которая разработана Объединением потребителей России. От рейтинга к рейтингу она совершенствуется - но базовые показатели всегда остаются неизменными и это дает нам возможность получать объективную оценку и отслеживать тенденции.
Методика и итоги каждого рейтинга утверждаются Председателем Движения и Центральным Советом.
Рейтинг имеет семь критериев.
Каждый регион мы анализируем по 161 показателю - изучаем обширные массивы данных из открытых источников и сведения, предоставленные непосредственно субъектом Российской Федерации.
В зависимости от количества набранных баллов субъекты располагаются на определенном месте в итоговой рейтинговой таблице и попадают в одну из трех групп защищенности потребителей.
В «красную группу» попадают субъекты с низким уровнем защищенности.
В «синюю» – со средним.
В «зеленую» – с высоким уровнем.
Такая градация позволяет нам из года в год отслеживать динамику защищенности потребителей.
Рейтинг-2021 показал, что:
34 субъекта - а это 40 % - находятся в «красной» группе – группе с низким уровнем защищенности потребителей.
А вот 60 % российских регионов смогли добиться высокого или среднего уровня защищенности потребителей.
Из них 18 регионов (или 21%) – в «зеленой» (с высоким уровнем), 33 (или 39%) – в «синей» группе (со средним уровнем).
На первый взгляд, результат - 60 % - неплохой, но если проанализировать итоги рейтингов за несколько лет, то прослеживается отрицательная динамика.
Несмотря на то, что субъектов с высоким уровнем защищенности становится больше (9 - в 14 год, сейчас – 18), количество регионов с низким уровнем постоянно увеличивается. Если в рейтинге 14 года таких регионов было 16, то в Рейтинге-2021 уже 34.
Одновременно уменьшается и число субъектов со средним уровнем защищенности. В 14 году в эту группу входило 58 субъектов, в 21 - только 33.
Таким образом, по итогам многолетних исследований можно сделать заключение о том, что общий уровень защищенности потребителей в нашей стране постепенно снижается.
Но вместе с тем, на фоне этой общей негативной тенденции - по итогам Рейтинга-2021 можно сделать следующий интересный и очень важный вывод -
в Российской Федерации в ряде субъектов система защиты прав потребителей стабильно функционирует на высоком уровне, который обеспечивает государственные гарантии потребительских прав граждан, что достигается за счет целенаправленных и последовательных действий органов исполнительной власти.
Такие, как принято говорить, лучшие практики, целесообразно использовать в других регионах нашей страны.
Хочу отметить эти субъекты.
Начиная с рейтинга 2012 года в группу с высоким уровнем защищенности потребителей неизменно входят и показывают отличные результаты: Белгородская область, Ленинградская область, Республика Башкортостан, Республика Татарстан и Ростовская область.
В рейтинге-2021 они снова входят в десятку сильнейших.
Теперь о тех, кто возглавляет рейтинг-2021.
Пятое место - Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. В предыдущем рейтинге округ был 11-ым.
Четвертое место - Ульяновская область. В рейтинге-2018 область находилась на 47 месте в группе со средним уровнем защищенности.
Третье место - Республика Татарстан - Победитель предыдущего рейтинга.
Второе место у Ростовской области. В рейтинге-2018 область была на третьем месте.
По итогам Рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей 2021 - первое место заняла Республика Башкортостан. В предыдущем рейтинге у республики было второе место. По результатам исследований Республика входит в пятерку лучших в 6-ти критериях рейтинга из 7-ми, причем в трех из них – является лидером, набрав наибольшее количество баллов.
Республика одна из немногих субъектов смогла профинансировать региональную программу по обеспечению прав потребителей, создать действенные механизмы поддержки (в том числе финансовой) общественных объединений потребителей.
За последние три года в регионе значительно возросло количество мероприятий, направленных на повышение потребительской грамотности; усилен муниципальный уровень поддержки потребителей, большое внимание уделяется просвещению и информированию потребителей.
И, наконец, в республике – в единственном пока регионе Российской Федерации - начал свою деятельность Уполномоченный по защите прав потребителей.
Поздравляем Республику Башкортостан с заслуженной победой!
Добавлю, что торжественное вручение свидетельства победителю Рейтинга-2021 состоится в рамках Конгресса российского потребительского движения в ноябре этого года.»
Пресс-служба ОПР