Объединение потребителей России в ходе подготовки к заседанию Рабочей группы Совета Федерации по законодательному обеспечению развития Национальной системы защиты прав потребителей, которое состоится 18 октября 2021 года, подготовило ряд инициатив, направленных на поддержку деятельности общественных объединений потребителей.
В том числе речь идёт о проекте Федерального закона «О внесении изменений в ст.45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части обеспечения прав общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).
Подготовленный ОПР проект Федерального закона «О внесении изменений в ст. 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» направлен на обеспечение прав общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) при осуществлении уставной деятельности.
Предлагаемые изменения статьи 45 Закона будут способствовать укрепление общественной роли в Национальной системе защиты прав потребителей, повышение эффективности общественного контроля и механизмов взаимодействия общественных объединений потребителей с органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в потребительской сфере.
В чём суть законопроекта?
Согласно действующей норме ч. 2. ст. 45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: «осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей».
Словосочетание «по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей», расположенное в конце предложения, допускает его двоякое толкование в плане относимости к одному или ко всем перечисленным правомочиям общественных объединений.
Вышеприведенная формулировка правовой нормы порождает неопределенность ее содержания и толкования сторонами по делу и судом, что препятствует общественными объединениями потребителей осуществлению уставной деятельности в полном объеме. Руководствуясь указанной двусмысленной нормой, органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля практически всегда отказывают общественным объединениям потребителей в рассмотрении обращений, направленных в защиту потребителей (неопределенного круга потребителей) по результатам общественного контроля.
Поэтому законопроектом ОПР предлагается в абз. 4 ч. 2 ст. 45 сформулировать такое положение в следующей редакции:
«2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
<…>
- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах выявленных ими нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
- участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. <…>».
Предлагаемые изменения повысят эффективность общественного контроля объединений потребителей, право на который закреплено в статье 45 Закона «О защите прав потребителей».
Татьяна Березовская, обозреватель АИП ОСОКА, руководитель Управления судебной защиты ОПР