Нам – потребителям – обещают пустые полки в магазинах, если Правительство не прислушается к «голосу рынка».
«Голос рынка» это - Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциация компаний Интернет-торговли (АКИТ), которые 20 июля 2021 года предупредили всех (в первую очередь, Правительство России), что законопроект, подготовленный Минприроды «Об отходах производства и потребления», то есть - об ответственности производителей за утилизацию товаров и упаковки, «с большой долей вероятности» приведет к пустым полкам в магазинах и сокращению ассортимента интернет-магазинов.
Ситуация находится в плоскости «мусорной реформы», которая проводится в России с 2019 года в целях сокращения мусора через его переработку и вторичное использование. Уже к началу 2022 года должна будет введена стопроцентная утилизация упаковки, чем никому из участников потребительского рынка заниматься не хочется.
В рамках реформы Минприроды предложило создать Единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) и запретить продажу товаров, сведений о которых нет в реестре. Вот именно это и не понравилось ритейлу, обоснованно решив, что это будет отвлекать его от выкачивания денег из карманов потребителей. Поэтому АКОРТ и АКИТ и решили пошантажировать Правительство России, проще говоря, перегнуть для начала через колено Минприроды.
В чём здесь суть?
Демарш АКОРТа это очередная публичная демонстрация двух уже всем очевидных тенденций со стороны «большого ритейла». Первая – торговые сети пытаются рулить экономикой (в своё время такую стратегию выбрала «семибанкирщина»). Вторая – максимально всё выжать из семейного бюджета наших граждан. Понятно, что при этом вопросы экологии, безопасности продукции, «серого рынка» и другие негативные факторы бизнес особо не беспокоят.
Напомню, что Председатель Правительства Михаил Мишустин, отчитываясь в Государственной Думе 13 мая 2021, заявил с парламентской трибуны о росте цен следующее: «Важно сказать ещё об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей». Впрочем, здесь он ничего нового не открыл, о такой черте нашего бизнеса, как жадность, хорошо знают все. Ранее о беспредельных наценках на продукты питания в торговых сетях, неоднократно говорил и Председатель Госдумы Вячеслав Володин, обоснованно считая, что сети в период пандемии решили нажиться на людской беде, и то, что «это беспредел необходимо остановить. <…> Совесть теряют последнюю. Нельзя так». Пока жадность побеждает.
Теперь торговые сети пошли дальше, решили наехать на Правительство (в лице Минприроды), перейдя к шантажу с «пустыми полками». Если правильно читать такое заявление, что это угроза Правительству «народным бунтом». То есть заявление АКОРТ и АКИТ – это прямой вызов Правительству России, смысл которого в стремлении управлять правительственными решениями.
Добавим сюда информацию этой недели о росте цен на хлебобулочные изделия с августа, о чём предупредили производители.
К чему они все клонят? Для чего эти вбросы? Кому в период пандемии и перед выборами нужна потребительская нервозность?
В действительности всё сводится к вопросу, Россия – это социальное государство или государство торговых сетей?
Алексей Корягин, главный редактор АИП ОСОКА