ОСОКА продолжает публиковать материалы Всероссийского форума участников Национальной системы защиты прав потребителей, состоявшегося 16 ноября 2020 года. Ниже в разделе Комментарий ОСОКИ размещен доклад на форуме руководителя Комитета Объединения потребителей России по международным отношениям Виктории Черняевой, сделанный на тему: «Практика КНР: внесудебное урегулирование споров в сфере потребительских правоотношений».
Виктория Черняева
«Практика КНР: внесудебное урегулирование споров в сфере потребительских правоотношений».
Метод примирения, пронизывающий все способы разрешения споров, в Китае наиболее ярко проявляется при разрешении споров в народных примирительных комиссиях – специфических органах в КНР по разрешению споров между гражданами, включая сферу потребительских правоотношений.
Связующим звеном при разрешении споров в сфере Защиты прав потребителей являются ассоциации потребителей. В случае возникновения споров по вопросам потребительских прав и интересов, потребители могут урегулировать спор следующими досудебными способами: запросить потребительские ассоциации о посредничестве – анализе нарушений и экспертизе, по итогам которых назначается метод разрешения спора.
В соответствии с Законом о защите прав и интересов потребителей Китайская Ассоциация Потребителей (основная общественная организация по ЗПП в КНР) и ее Региональные отделения осуществляют поддержку потребителей, подающих иски о нарушении их интересов; принимают жалобы потребителей, проводят оценку вопросов, содержащихся в жалобах, предлагают варианты расследования и урегулирования, осуществляют поддержку потребителей, подающих иски о нарушении их интересов.
По результатам проведения экспертизы, нарушения Ассоциация потребителей рассматривает возможности внесудебного урегулирования спора и проведения согласительной процедуры, которая осуществляется посредством Примирительных Комиссий. Эти комиссии создаются в соответствии со ст. 111 Конституции КНР Комитетами городского населения и сельского населения – это массовые организации, занимающиеся урегулированием споров между гражданами. В настоящее время в Китае действует около миллиона таких комиссий, которые разрешают около 90% гражданских споров между китайскими гражданами. Руководство комиссиями осуществляют местные народные правительства и народные суды низшей ступени. Народные правительства создают институт помощников по судебно-административной работе для конкретного случая по народному примирению. Низовые народные суды осуществляют профессиональное руководство народными примирительными комиссиями, руководство анализом дел, обобщение практики и обмен опытом. В состав народных примирительных комиссий входит от 3 до 9 членов: председатель, исполнители, (обязательно входят женщины, в многонациональных районах — представители этнических меньшинств). Кроме того, регулирование осуществляют местные народные правительства, которые наделены полномочиями урегулирования гражданско-правовых, экономических споров в соответствии с законодательством.
Преимуществом досудебного урегулирования споров является экономия времени, расходов, а также сохранение конфиденциальности без применения принудительных административных средств. Деятельность комиссий регулируется Законом КНР (от 28 августа 2010 г.) «О народном посредничестве». Народные правительства различных уровней и органы государственного регулирования сферы потребительского рынка, такие, как Государственное торгово-промышленное управление КНР, оказывают поддержку ассоциациям потребителей и деятельности примирительных комиссий, учитывая ряд позитивных принципов: рациональности и легитимности; добровольности и равноправия; а так же принцип уважения права на жалобу.
Досудебное урегулирования споров в сфере Защиты прав потребителей – вспомогательный вид правовой системы, народно-демократический подход к регулированию потребительских правоотношений.
В 1986 г. в КНР уже работало около 1 млн. посреднических комитетов и 6 млн. посредников, которые за год смогли урегулировать более 7 млн. споров, в число которых вошли споры о нарушении прав потребителей – в настоящее время в КНР около 30% подобных споров разрешаются во внесудебном порядке. Кроме этого, для урегулирования международных споров в 1987 г. был создан Центр по урегулированию споров при Китайской международной торговой палате.