АИП ОСОКА продолжает публикацию материалов Объединения потребителей России, посвященных новому обзору судебной практики Верховного суда РФ по делам о защите прав потребителей за период 2018 – 2020 годов, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 14 октября 2020.
В фокусе таких публикаций - основные выводы Верховного суда по определенному делу (пункту), с полным текстом рассматриваемого пункта, как и всего обзора ВС, можно ознакомиться в Документах по теме к публикации на АИП ОСОКА здесь.
У потребителя – заказчика может быть и десять лет на претензию к исполнителю.
(Пункт 7 Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 г. Дело N 57-КГ19-3)
С даты принятия работ по договору подряда прошло более 5 лет. Можно ли требовать от подрядчика устранения обнаруженных недостатков работ? Ответ - можно, но если при принятии работ по договору подряда не был установлен срок службы на выполненную работу.
Верховный Суд Российской Федерации при рассмотрении иска потребителя к подрядчику обратил внимание судов и сторон на тонкости нормы п. 6 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей".
В деле К., заказавшего в 2012 году у индивидуального предпринимателя утепление и декоративную штукатурку на фасад жилого дома, было установлено, что работы произведены некачественно. Строительно-техническая экспертиза показала, что допущенные подрядчиком нарушения строительных норм и правил повлекли отслоение утеплителя от стен, что является значительным дефектом.
Однако с даты принятия работ прошло более пяти лет, возник вопрос – можно ли в таком случае предъявлять претензии к исполнителю?
В ходе рассмотрения дела данный аспект - относительно правомерности предъявления истцом требования об устранении недостатков работ за пределами пятилетнего срока, предусмотренного п. 6 ст. 29 Закона РФ "О защите прав потребителей" – получил разъяснение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации на данный вопрос ответила утвердительно.
Исполнитель мог, но не воспользовался предоставленным ст. 5 Закона РФ "О защите прав потребителей" правом установить срок службы на выполненную работу – срок, в течение которых исполнитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования работы по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании п. 6 ст. 19 и п. 6 ст. 29 данного закона.
Следовательно, к требованиям истца по устранению существенных недостатков результата работы подлежал применению десятилетний срок со дня принятия результата работы.
Таким образом, наличие двух условий – существенный недостаток в результате работ и отсутствие установленного исполнителем срока службы на результат работ – позволяет потребителю предъявить требование о безвозмездном устранении таких недостатков в течение десяти лет со дня принятия результата работы.
А если данное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами;
- отказа от исполнения договора о выполнении работы и возмещения убытков.
Татьяна Березовская – руководитель Управления ОПР по судебной защите потребителей