3.12.2024
Вт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
     

О новых правилах продажи товаров
Татьяна Березовская, обозреватель АИП ОСОКА

О новых правилах продажи товаров

В настоящее время проходит обсуждение проект постановления Правительства РФ об утверждении новых Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее – проект Правил). Предполагается, что новые Правила, как более соответствующие современным реалиям, вступят в силу с 1 января 2021 года.

В пояснительной записке к проекту сказано, что при подготовке новых Правил использован принцип «правовой экономии», исключающий дублирование правовых норм, содержащихся в других нормативных правовых актах, в том числе в международных договорах РФ, Гражданском кодексе РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей».

Правила, действительно, стали лаконичнее. Но не во всем с ними  можно согласиться. Остановимся хотя бы на двух моментах.

Первое. В проекте Правил не регламентируется объем информации, которую  продавец обязан довести до сведения покупателя, а также способы доведения вышеуказанной информации.

В торговых объектах,  например, информацию о наименовании, цене за вес или единицу товара  потребителям предлагается получать  из ценников. Но при этом отсутствует норма об обязанности продавца в полном объеме передавать потребителю вместе с товаром информацию о потребительских свойствах товара и его изготовителе. Также  отсутствует обязанность продавца знакомить потребителя с товарно-сопроводительными документами по его требованию.

Между тем, именно эти четко сформулированные в действующих правилах нормы сегодня помогают потребителям реализовывать свои права на качественную и безопасную продукцию. 

Что предлагается вместо норм, который исчезнут?

Правила  дополнены нормой о недопущении в торговых объектах  ограничений права потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства и международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, новые Правила акцентируют внимание на  праве потребителя искать и получать  информацию, а не  на обязанности продавцов предоставлять  ее в установленном объеме и  установленным способом.  Следовательно, нет запроса потребителя – нет обязанности продавца предоставлять информацию.

Также Правила допускают явное послабление и в отношении обязанности товарных агрегаторов информировать потребителей, на их усмотрение отдан объем публикуемой информации о товарах.

Второе. Снижая нагрузку продавцов и агрегаторов по информированию потребителей, Правила расширяют их «усмотрение» и по другим вопросам.

Например, в проекте Правил нет нормы, регламентирующей обязанность продавца принять претензию потребителя, одновременно предусматривается  право продавцов устанавливать порядок, форму и способ направления претензии. Произвольная форма претензии потребителя допустима только в случае, если продавец, агрегатор  не предоставили  потребителю информацию об установленных им  порядке, форме и способе направления претензии.

Уже сейчас ясно, что претензии потребителей будут отклоняться по формальным основаниям, как  несоответствующие  установленным продавцами требованиям.

Представляется, обозначенные изменения  не соответствую духу и букве Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку умаляют преференции потребителей как объективно более слабой стороны в правоотношениях, и даже способствуют выстраиванию барьеров между потребителями и продавцами. 

Вывод, который на данном этапе можно сделать – проект Правил ущемляет права потребителей и требует доработки. 

Татьяна Березовская – обозреватель АИП ОСОКА

Последние новости
Форум потребителей Амурской области
Председатель ОПР Алексей Корягин принял участие в работе Форума [»]
Подарочные карты «Спортмастер» «обналичили»
Суд обязал компанию возвращать деньги владельцам сертификатов [»]
ОПР – помощь жителям Курской области
К Миссии присоединились два подмосковных предприятия – «Жаннетт» и «Пехорский текстиль» [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов