В настоящее время проходит обсуждение проект постановления Правительства РФ об утверждении новых Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи (далее – проект Правил). Предполагается, что новые Правила, как более соответствующие современным реалиям, вступят в силу с 1 января 2021 года.
В пояснительной записке к проекту сказано, что при подготовке новых Правил использован принцип «правовой экономии», исключающий дублирование правовых норм, содержащихся в других нормативных правовых актах, в том числе в международных договорах РФ, Гражданском кодексе РФ, Законе РФ «О защите прав потребителей».
Правила, действительно, стали лаконичнее. Но не во всем с ними можно согласиться. Остановимся хотя бы на двух моментах.
Первое. В проекте Правил не регламентируется объем информации, которую продавец обязан довести до сведения покупателя, а также способы доведения вышеуказанной информации.
В торговых объектах, например, информацию о наименовании, цене за вес или единицу товара потребителям предлагается получать из ценников. Но при этом отсутствует норма об обязанности продавца в полном объеме передавать потребителю вместе с товаром информацию о потребительских свойствах товара и его изготовителе. Также отсутствует обязанность продавца знакомить потребителя с товарно-сопроводительными документами по его требованию.
Между тем, именно эти четко сформулированные в действующих правилах нормы сегодня помогают потребителям реализовывать свои права на качественную и безопасную продукцию.
Что предлагается вместо норм, который исчезнут?
Правила дополнены нормой о недопущении в торговых объектах ограничений права потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства и международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, новые Правила акцентируют внимание на праве потребителя искать и получать информацию, а не на обязанности продавцов предоставлять ее в установленном объеме и установленным способом. Следовательно, нет запроса потребителя – нет обязанности продавца предоставлять информацию.
Также Правила допускают явное послабление и в отношении обязанности товарных агрегаторов информировать потребителей, на их усмотрение отдан объем публикуемой информации о товарах.
Второе. Снижая нагрузку продавцов и агрегаторов по информированию потребителей, Правила расширяют их «усмотрение» и по другим вопросам.
Например, в проекте Правил нет нормы, регламентирующей обязанность продавца принять претензию потребителя, одновременно предусматривается право продавцов устанавливать порядок, форму и способ направления претензии. Произвольная форма претензии потребителя допустима только в случае, если продавец, агрегатор не предоставили потребителю информацию об установленных им порядке, форме и способе направления претензии.
Уже сейчас ясно, что претензии потребителей будут отклоняться по формальным основаниям, как несоответствующие установленным продавцами требованиям.
Представляется, обозначенные изменения не соответствую духу и букве Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку умаляют преференции потребителей как объективно более слабой стороны в правоотношениях, и даже способствуют выстраиванию барьеров между потребителями и продавцами.
Вывод, который на данном этапе можно сделать – проект Правил ущемляет права потребителей и требует доработки.
Татьяна Березовская – обозреватель АИП ОСОКА