Принуждение к соблюдению законодательства – так можно озаглавить серию новостей за февраль 2020 года на сайте Управления Роспотребнадзора по Москве. Ведомство хорошо поработало в течение прошлого года, подготовилось и вышло в начале этого года на жесткие меры в отношении предпринимателей – нарушителей. Результат - ряд приостановок деятельности предприятий общепита и торговли. А что делать? – бизнес не знает Закон, не «понимает» Роспотребнадзор и не собирается соблюдать нормы и требования в сфере потребительского рынка. Отсюда и вынужденная жестокость Роспотребнадзора, после которой, как обычно, коммерсанты будут жаловаться на то, что их достали проверками, спрессуют, кошмарят и т.д.. На самом деле, приостановление деятельности – вынужденная жестокость, которая должна принудить бизнес к обеспечению безопасности потребителей. Это предпоследняя мера принуждения, а заключительная – ликвидация предприятия или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.
Кратко посмотрим на февральскую хронику итогов такого воздействия московского управления Роспотребнадзора на нарушителей.
Сначала – общественное питание.
Плановая проверка предприятия общепита «Дионисий» во Внуково, о которой юридическое лицо было предупреждено ведомством заранее. Но руководство организации не придало этому значения (или думали откупиться). Не подготовились, порядок не навели. Итог – приостановление деятельности «Дионисия» на сорок суток. Клиенты успеют проголодаться или уйти к конкурентам.
Еще одна точка общепита в самом центре столицы – ООО «Сириус» на Страстном бульваре. Типичная история предпринимательской наглости, тупости и неуважения к людям – открыли предприятие общепита в жилом доме, о жителях думать не стали. А жителям не понравился запах от процесса приготовления еды и они пожаловались на ухудшение условий проживания в Роспотребнадзор. Деятельность «Сириуса» приостановлена на девяносто суток. Жители задышали.
То, что коммерсанты не обращают внимания на требования Роспотребнадзора по итогам предыдущих проверок – обычное дело. Просто игнорируют то, что требуется исправить, но дальше обычно для них идет все еще хуже.
Например, в Зеленоградском административном округе к ИП Якушкина Н.М., которая занималась переработкой рыбной продукции, в свое время пришел Ропотребнадзор и выдал предписание по устранению выявленных нарушений. Потом пришли проверить, как исправили? Никак. Юристам ведомства пришлось обращаться в суд. Решение суда - «стоп-кран» на тридцать суток. Теперь у коллектива месячный отпуск или ударный труд. Но рыбе уже ничего не грозит, она в этом цеху и так, скорее всего, протухла.
Прошелся сезонно Роспотребнадзор и по «меховым точкам», - оказывается есть еще продавцы, торгующие меховыми изделиями без контрольных (идентификационных) знаков (КИЗов), то есть – контрабандой. На «Садоводе» (где же еще продавать контрафакт? лучше места не придумаешь) на 115 тысяч рублей после рейда ведомственных проверяющих попал ИП Мамчуев Л.Х., на такую сумму у него изъяли и уничтожили три меховых изделия, плюс штраф 5 тысяч рублей. Аналогичная кара настигла ООО «Атлантмех» (Бутырский район столицы) за торговлю без КИЗов – штраф 50 тысяч рублей и конфискация четырех меховых изделий на сумму 87 897, что тоже не очень приятно.
Особенно в феврале порадовали новости Роспотребнадзора о магазинах, деятельность которых ведомство и суды приостанавливают на очень хорошее сроки, чтобы дать время их менеджерам спокойно подумать о правах потребителей и санитарных требованиях. Причем наказанные магазины разноформатные – от небольших типа «продукты» до крупных сетевых «супермаркетов».
В Северо-Западном административном округе продукцию магазина «Продукты» (ООО «П11», ул. Василия Петушкова) обезопасили для потребителей, приостановив его деятельность на девяносто суток.
В Зеленоградском административном округе также на девяносто суток встала «Пятерочка» (ООО «Агроторг»), нарушения здесь самые грубые и типичные для многих магазинов этой сети.
Наконец, на Комсомольской площади в магазине «Билла» покупателям и Роспотребнадзору не понравились крысы и другие факты нарушения законодательства и пренебрежения к потребителям. Даже в таком выгодном – «проходном» месте бизнес не смог наладить свою работу. «Приговор» такой же – девяносто суток приостановления деятельности.
А ведь Роспотребнадзор их всех предупреждал. Но предприниматели не слышали. Поэтому и такие радикальные ведомственные меры, как приостановление деятельности организаций, это - вынужденная жестокость.
Впрочем, Роспотребнадзору уже давно пора переходить к следующей фазе воздействия на нарушителей – ликвидации предприятий и направлению материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел. (Такие права предоставляются Законом РФ «О защите прав потребителей»).
Хватит травить людей!
Дополнительно к настоящему комментарию – 14 февраля 2020 года Управление Роспотребнадзора по Москве опубликовало Информация о работе с обращениями граждан в 2019 году, которую можно с интересом прочитать здесь.
Алексей Корягин – главный редактор АИП ОСОКА