Верховный суд своим определений разъяснил, что компенсация морального вреда не подлежит снижению, если пострадал несовершеннолетний ребенок. Причем этот относится и к тем случаям, когда сам потерпевший подросток виноват в случившемся с ним происшествии.
Такое мнение сложилось у судей Верховного суда при рассмотрении материалов дела о компенсации морального вреда несовершеннолетней девочке, попавшей в 2017 году под поезд на одном из перегонов в Амурском крае. Девочка осталась жива, но получила тяжелые травмы и стала инвалидом, в результате чего не смогла продолжить обучение в обычной школе и была переведена на домашнее обучение.
Родители девочки подали иск к ОАО «РЖД» и «Ингосстраху», где РЖД застраховало свою ответственность, потребовав компенсацию морального вреда в значительном размере. Суд первой инстанции взыскал в пользу пострадавшей девочки с РЖД три миллиона рублей и 300 тысяч с «Ингосстраха» и еще один миллиона с РЖД в пользу её родственников. Но апелляционная инстанция это решение изменила, мотивируя тем, что девочка сама нарушила существующие правила, проявив при этом грубую неосторожность. В итоге Приморский краевой суд снизил компенсацию морального вреда для самой девочке и полностью отменил для её родственников.
Однако по представлению Генеральной прокуратуры, дело вновь было пересмотрено уже в Верховном суде, где Гражданская коллегия посчитала, что первая инстанция приняла правильное решение и отменила акт апелляционной инстанции. В частности, судьи коллегии указали, что при рассмотрении апелляции не был принят во внимание возраст девочки, из-за которой она не могла предвидеть всех последствий происходящего и допустить грубую неосторожность. Кроме этого было признано, что её родственники тоже испытывали моральные страдания и имеют право на компенсацию морального вреда.
В итоге решение суда первой инстанции было восстановлено и вступило в законную силу.
АИП ОСОКА