Прошло более года с момента исполнения поручения Президента о внесении в законодательство изменений, предусматривающих применение контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Однако применение новых норм на практике существенно задержалось.
В соответствии с абз. 2 пп.б поручений № ПР-1004ГС Президента по итогам заседания президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей, состоявшегося 18 апреля 2017 года Роспотребнадзору, Минэкономразвития, Минфину, Минюсту России было поручено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих применение контрольной закупки при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Поручение было исполнено и снято с контроля в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.04.2018 N 81-ФЗ».
Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поправил ситуацию.
Для наделения Роспотребнадзора полномочиями по проведению контрольной закупки Федеральным законом № 81-ФЗ от 18.04.2018г были внесены соответствующие изменения в статью 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и в пункт 1 статьи 44 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Напомним, что до принятия № 81-ФЗ статья 16.1 «Контрольная закупка» Федерального закона № 294-ФЗ, призванная выявлять нарушения при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям, введенная с 1 января 2017 года, оставалась бездействующей в силу отсутствия специальных норм в вышеуказанных законах.
Суть изменений – в наделении Роспотребнадзора правом проводить внеплановые проверки в форме контрольной закупки незамедлительно и без согласования с прокуратурой, а также без предварительного уведомления проверяемого хозяйствующего субъекта.
Казалось бы, закон обеспечил надзорное ведомство, как и предполагалось, действенным инструментом для проверки фактов обмеривания, обвешивания или обсчета потребителей; навязывания дополнительных услуг и других нарушений прав потребителей..
Вместе с тем, новые положения и с принятием ФЗ № 81-ФЗ не заработали на практике.
Потребовалось девять месяцев на то, чтобы во исполнение вышеуказанного закона 21 ноября 2018 г появились Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации. N 1398 (вступили в силу 01.12.2018г.).
Но и это еще не все. Типовые формы актов о проведении контрольной закупки товаров (работ, услуг) утверждены Приказом Роспотребнадзора N 95 только 25 февраля 2019 г..
В итоге правовые и организационные предпосылки для начала осуществления надзорным органом контрольной закупки были сформированы спустя более года с принятия закона. Можно сказать, контрольная закупка как вид внеплановой проверки в сфере защиты прав потребителей только начинает жить.
Вот и цифры говорят сами за себя. Как сообщается на официальном сайте Роспотребнадзора, в первом квартале 2019 года в десяти пилотных регионах (г. Москва, Московская область, Калининградская область, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Свердловская область, Тульская область, Алтайский край, Ростовская область, Краснодарский край), территориальные органы Службы провели 129 контрольных закупок, основанием для которых в 86 % случаев стали обращения потребителей.
Татьяна Березовская – руководитель Управления судебной защиты прав потребителей ОПР, обозреватель АИП ОСОКА