В Объединение потребителей России не часто, но по-прежнему регулярно обращаются люди, которых судебные приставы-исполнители ошибочно «назначают» должниками по каким-то судебным решениям. Точнее будет сказать, что сотрудник ФССП понимает, кто именно должник (перед ним судебное решение, и если в нем нет полной ясности, то пристав может обратиться за разъяснениями в тот же суд), но в ходе исполнительного производства, чтобы найти деньги и имущество должника, он направляет запросы в банки, регистрирующие имущество госорганы – там-то обычно и происходит путаница, так как в ответ организация со своей стороны может выдать неверные сведения. В первую очередь, это относится к банкам, служащие которых не затрудняют себя какой-то дополнительной проверкой данных о вкладчике и «делают» его должником. После такой «ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительному производству», к ним начинают принимать различные меры принудительного исполнения – списывают деньги с личных банковских счетов, накладывают аресты на автомашины, ограничения на выезд за границу и т.д.. Удивляет постоянное возникновение таких ситуаций потому, что проблема двойников - должников застарелая, и давно должна быть решена Федеральной службой судебных приставов с помощью информационных технологий, позволяющих перепроверять поступающие к ним данные из тех же банков. Но так как такая проблема пока не решена, то в роли должника (двойника) по исполнительному производству может оказаться каждый из нас, поэтому Объединение потребителей России предупреждает об этом и рекомендует при ее возникновении следующие действия. Сначала - проверить информацию через электронный сервис «Банк данных исполнительных производств», там же размещена информация о порядке действий в случае ошибочной идентификации, также эту информацию можно получить на «горячей линии» ФССП РФ. Далее – после того, как станет понятно, какое подразделение ФССП РФ возбудило исполнительное производство, обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением об ошибочной идентификации. К сожалению, но – факт, приставы реагируют не моментально на такие обращения, в таком случае, незамедлительно надо обращаться к руководителю территориального управления ФССП или главному судебному приставу Российской Федерации Д.В. Аристову.
Более подробно и официально позиция по данной проблеме изложена в письме ФССП РФ от 29 мая 2017 года «О вопросах ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительному производству», размещенном в Материале по теме к настоящей публикации.
Алексей Корягин – главный редактор АИП ОСОКА, председатель Объединения потребителей России