12 марта 2019 года в Совете Федерации был официально представлен Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей, подготовленного Объединением потребителей России.
Рейтинг – 2018 – уже пятый за прошедшие десять лет, так как Рейтинги составляются ОПР стабильно каждые два года.
Кто вошел в группу лидеров Рейтинга – 2018?
- 5 место – Белгородская область,
- 3-4 место – Ростовская области и Санкт-Петербург,
- 2 место – Республика Башкортостан,
- 1 место – Республика Татарстан.
Работа это важная в целом для реализации политики в области защиты прав потребителей. Резонанс Рейтинга – 2018 будет заметен еще долгое время. У рейтинга двуединая задача: обратить внимание органов власти на вопросы защиты прав потребителей и содействовать общественным объединениям в их деятельности, и - в итоге - повысить защищенность и безопасность потребительских интересов граждан.
В этой связи полезно будет в виде комментария ответить на несколько вопросов, касающихся рейтинга и, ответы на которые помогут, в первую очередь, общественным защитникам прав потребителей, работать с его данными.
В каких целях мы готовим рейтинг?
Их несколько, но ключевая: расширить возможности граждан в реализации их права на потребительское просвещение. В Законе «О защите прав потребителей» сказано, что такое право обеспечивается «также посредством организации системы информирования потребителей об их правах и о необходимых действиях по их защите».
Просвещение и информирование – одни из главных составляющих государственной политики в области защиты прав потребителей. А основная нагрузка здесь ложится на региональный уровень Национальной системы защиты прав потребителей.
Повысить же эффективность просвещения – по нашему мнению -можно через составление Рейтинга - как через общественную оценку деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей, раскрыв – в какой мере они реализуют здесь свои полномочия, подсказывая - каким образом можно усилить правовую просвещенность потребителей.
Поэтому главные критерии Рейтинга имеют информационные характеристики.
Именно публикацией рейтинга - мы хотим обратить внимание на необходимость реального взаимодействия с общественными объединениями потребителей.
Работа над Рейтингом также дает и нам понимание, - как развивать Национальную систему защиты прав потребителей.
У нас в этой связи есть целый ряд предложений. Скажу только об одном программном пункте: мы считаем, что в такую систему давно пора вводить институт Уполномоченного по правам потребителей.
Как составляется Рейтинг?
Конечно, почти за десять лет работы над рейтингами, его методика менялась; база исследования – расширялась.
Сегодня для составления Рейтинга проводится исследование по 9 критериям, включающим 49 параметров, в итоге - каждый субъект исследовался по 125 оценочным позициям. (Согласитесь, - серьезная работа).
Источниками информации являются сведения, полученные нами по итогам опроса (анкетирования) органов государственной власти субъектов, исследование целой группы Интернет – ресурсов, а также данные из ежегодных Государственных докладов Роспотребнадзора.
Итоги Рейтинга сводятся в таблицу, в которой субъекты распределяются в трех «цветовых группах» по уровню защищенности потребителей (в зависимости от набранных баллов):
«Красный» уровень – низкая защищенность.
«Синий» уровень – средняя.
«Зеленый» уровень – высокая степень.
Публикуется Рейтинг в виде итоговой трехцветной таблицы с указанием количества баллов каждого субъекта.
Со всеми рейтингами ОПР можно ознакомиться здесь
Какие выводы позволяет сделать Рейтинг - 2018?
Первый. Существует явная тенденция к снижению уровня защищенности потребителей в Российской Федерации. Количество субъектов, находящихся в группе с низким уровнем защищенности потребителей, постоянно увеличивается. В Рейтинге-2014 году таких субъектов было 16, в рейтинге-2016 – их стало 18, а в рейтинге-2018 эта группа увеличилась до 31.
При этом есть хотя и незначительные, но положительные тенденции – группа субъектов с высокой степенью защищенность потребителей имеет тенденции к увеличению. Если в Рейтинге-2014 их было только 9, то в Рейтинге-2018 уже 16. Это говорит о том, что, в ряде субъектов органы власти уделяют системное внимание вопросам защиты прав потребителей в контексте социально-экономической стратегии развития своего региона.
Второй. Система правового информирования и консультирования граждан, как потребителей в субъектах, в основном, не создана.
В материалах «круглого стола» – очень показательные данные.
Напомню, о чем я говорил в начале - о главное цели Рейтинга – правое просвещение и информирование потребителей – оценить уровень и помочь его повысить.
Третий. Эффективность взаимодействия и координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в субъектах остается на низком уровне.
То есть Региональная система защиты прав потребителей в большинстве субъектов, как единый механизм, не работает или не существует.
В целом – тревожные тенденции. Как они будут менять, покажет уже Рейтинга – 2020.
Ознакомиться с итогами Рейтинга – 2018 и более подробно с его Методикой и иными материалами можно на сайте ОПР.
Алексей Корягин – главный редактор АИП ОСОКА, председатель Объединения потребителей России