В октябре 2018 года борьба официальных перевозчиков автомобильным пассажирским транспортом за клиентов со своими заклятыми конкурентами BlaBlaCar перешла стадию судебных разбирательств.
Такое развитие противостояния участников рынка пассажирских автоперевозок заслужило отдельного комментария АИП ОСОКА, как затрагивающее интересы потребителей таких услуг и касающееся их безопасности.
В Таганский суд Москвы с административным иском к российскому представительству французского онлайн-сервиса BlaBlaCar ООО «Комьюто Рус» обратились автоперевозчики с требованием заблокировать популярный сервис BlaBlaCar. Иск зарегистрирован судом 1 ноября 2018 года, информация о дате рассмотрения иска в настоящее время отсутствует.
Как сообщается в СМИ, перевозчики просят суд признать информацию на сайте и мобильном приложении BlaBlaCar запрещенной в России, а сетевой адрес внести в реестр запрещенных ресурсов, деятельность ООО «Комьюто Рус» в РФ в части работы сервиса BlaBlaCar - запретить.
Напомним, что ООО «Комьюто Рус» разработана платформа, доступная на вебсайте по адресу www.blablacar.ru, на мобильной версии сайта m.blablacar.ru или в форме мобильного приложения.
Целью данной платформы является предоставление водителям, следующим в определенном направлении, возможности установления связи с пассажирами, следующими в том же направлении, для выполнения совместной поездки и, соответственно, разделения связанных с поездкой расходов, а также возможности осуществить поиск и получить доступ к информации об автобусных поездках, опубликованной профессиональными организациями-перевозчиками, оказывающими услуги по перевозке.
По мнению Объединения потребителей России, позиция истцов (перевозчиков) продиктована не столько заботой о потребителях, как – в большей степени, что и понятно - собственным коммерческим интересом компаний - перевозчиков. По сути, иск является попыткой перевозчиков возложить на сервис BlaBlaCar ответственность за отток пассажиров, которые пользуются их собственными услугами.
Поясним - перевозчики утверждают, что сервис наносит «катастрофический» ущерб рынку автобусных перевозок. По их данным, за последние три года отток пассажиров из-за BlaBlaCar составил порядка 20 процентов, что лишает автотранспортные компании средств на обновление автопарков, инфраструктуры и обслуживание маршрутов, что делает их неконкурентоспособными.
По мнению юристов Объединения потребителей России, поданный иск бесперспективен - причинно-следственная связь между оттоком потребителей у перевозчиков и деятельностью BlaBlaCar недоказуема, отсутствуют основания для признания информации, размещенной на сайте компании, запрещенной в России.
Вместе с тем, у Объединения потребителей России все же есть претензии к информации для потребителей, которая размещается на сайте BlaBlaCar.
В частности, на вебсайте компания не представляет необходимую потребителям информацию о компании ООО «Комьюто Рус», исполнителях услуг, об организации, уполномоченной принимать претензии потребителей и др.
Объединение потребителей России усматривает в действиях компании нарушения прав потребителей – потребители ненадлежащим образом информируются об услугах. С 1 января 2019 года, с момента вступлением в силу изменений в Закон РФ "О защите прав потребителей", за подобные нарушения компания, как агрегатор информации об услугах по перевозке пассажиров, подпадает под административную ответственность.
Объединение потребителей России продолжит наблюдать за ситуацией на рынке пассажирских перевозок в связи со спором и противостоянием его участников, а АИП ОСОКА – освещать и комментировать развитие событий.
Татьяна Березовская – руководитель юридического Управления ОПР специально для АИП ОСОКА