28.03.2024
Чт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31


Прямой вопрос Марине Блудян - Вы против потребителей?

Этот «Прямой вопрос» ОСОКИ направлен в адрес Марины Блудян – вице-президента ОПОРЫ РОССИИ, в связи с ее выступлением 7 сентября 2016 года в Улан-Удэ в ходе встречи Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего бизнеса. На этой встрече Блудян обратиласьзащитю Правительства не то с просьбой, не то с предложением, не то с вопросом (так как построение ее выступления было нелогичным и бессвязным, и из него трудно понять, что конкретно она хотела выразить). Однако в целом смысл ее речи уловить можно, он сводится к тому, что Блудян попросила Дмитрия Анатольевича предпринять меры по законодательному ограничению института общественного контроля, который поддерживается Президентом России и развивается все-таки весьма сложно. Таким образом, Блудян нанесла удар сразу по целой социально-общественной сфере, причем, что существенно, мотивировала свое обращение ложно обоснованными причинами. Удар был нанесен по потребителям в целом и потребительскому Движению, а значит всей Национальной системе защиты прав потребителей. Необходимо также принять во внимание, что Марина Блудян не только вице-президент ОПОРЫ РОССИИ (то есть она выражала мнение организации), а также является общественным омбудсменом по вопросам пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения при ЧС (то есть входит в структуру государственного института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей – Титова Б.Ю.), а также в состав Платформы по поддержке предпринимательской инициативы Партии «Единая Россия» (Предпринимательской платформы). Таким образом, Блудян, видимо, выражала некое консолидированное мнение предпринимательского сообщества. И мнение это направлено в итоге против потребителей, что очень опасно для основ общественного строя.

«Прямой вопрос» ОСОКИ для Блудян заключается в следующем комплексе взаимосвязанных вопросов:

Первый. Вы против интересов потребителей?
Второй. Вы против развития института общественного контроля?
Третий. Вы читали Закон РФ «О защите прав потребителей»?
Четвертый. Вы читали Федеральный закон РФ «Об основах общественного контроля»?
Пятый. Каким образом Вы предлагаете ограничить общественный контроль?

Итак, обратимся к сути вопроса и рассмотрим его по существу, приведя комментарий Наталии Старостиной от имени Объединения потребителей России.

 


Комментарий Объединения Потребителей России

Наталия Старостина

 

 

Наталия Старостина
руководитель правового Управления Объединения потребителей России,
председатель Совета московского отделения Объединения потребителей России

Суть и обстоятельства дела. 7 сентября 2016 года в Улан-Удэ состоялась встреча Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего бизнеса. Подробнее о мероприятии

После того, как это событие было освещено в СМИ, Объединение потребителей России считает необходимым публично выразить своё отношение и дать обоснованные и объективные комментарии к прозвучавшему на обозначенной встрече выступлению вице-президента Общероссийской общественной организации среднего и малого предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Марины Блудян. Приводим дословный текст первой части выступления Блудян из стенограммы встречи, размещенной по приведенной выше ссылке:

« - 294-й закон. Приняли замечательные поправки, все наши просьбы удовлетворили – и работу с анонимками, и риск-ориентированный подход, и чек-листы при проверках. Казалось бы, что ещё пожелать? Но нашлась лазейка. По закону о защите прав потребителей, при защите прав потребителей проверки не согласовываются с прокуратурой, и у нас пошли проверки в эту сторону по всем регионам без согласования с прокуратурой. Когда прокуратура согласовывает, она проверяет, настоящий это потребитель или какое-то придуманное лицо. Нам жалуются предприниматели именно по поводу анонимок (инициируемые проверки). Здесь, наверное, надо внести изменения в эти законы о защите прав потребителей. И общественный контроль. Потому что у нас под предлогом защиты прав потребителей сокращённые контролёры находят в обществах защиты прав потребителей новые рабочие места и реализуют всю свою практику. Приходят целыми рейдами, повсеместно, «чешут» предпринимателей таким новым способом. Видимо, туда надо вносить соответствующие изменения».

Участники Объединения потребителей России считают выступление Блудян некомпетентным, юридически безграмотным, несоответствующим реальному положению на потребительском рынке и не отвечающим экономическим и социальным вызовам нашего времени. Выступление в целом бессвязно, много вопросов с юридической и смысловой точки зрения вызывает терминология, употребленная Блудян. Кто эти «сокращенные контролеры», о которых она говорит? Откуда они сокращены? Какую «свою» практику реализуют? Какие «анонимы» инициируют «проверки» и – каким образом? Отдельного пояснения требует фраза ««чешут» предпринимателей»? Что Блудян имела в виду, обращаясь подобными просторечиями к Председателю Правительства РФ?

Пока о смысле выступления Блудян приходится больше догадываться, так как даже стенограмма не дает полного понимания ее идей. Возможно, Блудян имела в виду, что предприниматели жалуются на действия так называемых «лжеобщественников», которые обманным путем, вводя предпринимателей в заблуждение, вымогают у них денежные средства за «молчание» в отношении якобы обнаруженных ими «серьезных» нарушений при проведении «проверки». Да, такие ситуации бывают и против такой практики Объединение потребителей России всегда категорически выступает. По сути, действия «лжеконтролеров» являются мошенничеством и не имеют ничего общего с общественным контролем. В принципе это история – с поборами, что называется, с бородой, так как эту старую пластинку защитники малого и среднего бизнеса заводят каждый раз, когда нужно вызвать какое-то к себе сочувствие. На бизнес уже особенно никто и не давит (а все эти ужасные ведомственные проверки, о которых говорит бизнес, не более, чем элементарное вранье, чтобы отвлечь внимание от своего бракоделия и участия в коррупционных схемах), теперь, вот, нашли новых врагов – общественников. Но почему-то без внимания остаются предложения Объединения потребителей России к представителям бизнеса о совместной работе по наведению порядка на этом поле. Так как именно потребительское Движение заинтересовано даже больше, чем сами предприниматели, в прекращении всяких противоправных действий в зоне «наших интересов». Блудян не может об этом не знать. И главное – почему бизнес продолжает платить таким мошенникам? Почему бизнес не может работать честно? Почему ОПОРА РОССИИ не может столько лет выработать самые простые механизмы защиты таких «несчастных» предпринимателей? Или внести соответствующие законодательные инициативы?

Разберемся детально в выступлении Блудян.
1. Блудян явно не знакома с положениями Закона РФ «О защите прав потребителей», в частности со ст. 45, которой предусмотрено право объединений потребителей на осуществление общественного контроля. Право на проведение «проверок» объединениям потребителей не предоставлено и является прерогативой контрольно-надзорных органов. То есть общественные объединения потребителей не занимаются проверками!

2. Право объединений потребителей на осуществление общественного контроля Блудян назвала «лазейкой», внезапно возникшей в процессе внесения изменений в Федеральный закон РФ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Исходя из её слов, «проверки» стали проводиться буквально недавно и «повсеместно».

Между тем право на осуществление общественного контроля предоставлено потребителям и их объединениям и успешно реализуется с момента принятия Закона РФ «О защите прав потребителей», т.е. с 1992 года, когда эти мероприятия еще назывались «проверки», но именно при поддержке Объединения потребителей России такая формулировка была изменена на «общественный контроль» в расчете, что недостаточно подготовленные в правовом плане предприниматели не будут попадаться на удочку лжеконтролеров. Но, к сожалению, наши ожидания не оправдались, а бизнес продолжает подкармливать таких «проверяющих».

3. Блудян, очевидно, не знает, что такое «общественный контроль», как и зачем он проводится, какими правами обладает общественный контролер, а также в принципе не знакома с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в РФ», так как не знает объектов и субъектов общественного контроля, установленных таким законом. Ведь она просит и его изменить!

Предметом общественного контроля является соблюдение наших же – потребителей – прав при осуществлении предпринимательской деятельности с целью предупреждения и прекращения выявленных нарушений путем направления обоснованного обращения в соответствующий контрольно-надзорный орган.

Положениями статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» закреплены права общественников при осуществлении общественного контроля. Объем этих прав равен объему прав отдельного потребителя. Соответственно, общественный контролер не имеет права принимать от предпринимателей какие-либо денежные средства под любыми предлогами. Почему бизнесмены этого не знают? Или все-таки есть, из-за чего беспокоится? Сами не без греха?

Добросовестный предприниматель, для которого репутация, соблюдение требований законодательства нашей страны и высокое качество работы является делом чести, прекрасно понимает, что взаимодействие с общественными объединениями потребителей, совместная борьба с нечистыми на руку производителями, продавцами и исполнителями, а также – коррупционерами, будет только способствовать развитию конкуренции и расширению его деятельности. Такие предприниматели сами принимают участие в мероприятиях общественного контроля и оказывают содействие контролерам, которые в интересах всех добросовестных участников потребительских отношений делают свое важное дело.

4. В виду отсутствия таких знаний, Блудян не в состоянии увидеть разницу между добросовестной деятельностью объединений потребителей и действиями «лжеобщественников», которые как раз, по ее выражению, и «чешут» бизнес.
Как показывает практика, огромное количество представителей, в основном, малого и среднего бизнеса, не знают или не понимают, как реализовать те или иные свои права и добросовестно выполнить обязанности. Отсутствие знаний приводит к тому, что предприниматели становятся жертвами мошенников или добровольно определяют себя в жертвы, отказываясь противодействовать незаконному «чесанию».

В своей деятельности общественные контролеры постоянно проводят просветительскую работу с предпринимателями, разъясняют положения законодательства РФ о защите прав потребителей, о торговле и т.д. Контролеры регулярно предупреждают бизнесменов о мошенничестве со стороны «лжеобщественников», объясняют, как защитить себя от подобных действий. То есть общественники выполняют ту работу, которую должна проводить, в частности, ОПОРА РОССИИ, как организация представляющая интересы предпринимателей.

Итогом некомпетентного выступления Блудян стало ее предложение о внесении изменений в «эти законы о защите прав потребителей», которые, по ее мнению, должны ограничить право на проведение общественного контроля без наличия жалобы потребителя и согласования с органами прокуратуры.

Объединение потребителей России считает высказанные вице-президентом ОПОРЫ РОССИИ предложения (если уловить их смысл) неприемлемыми, потому как они, во-первых, направлены против интересов граждан – потребителей, которые являются в сфере торговли «слабым звеном» с правовой точки зрения, и во-вторых, призывают к ограничению свободы деятельности общественных объединений потребителей, гарантированной Конституцией РФ и положениями Федерального закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Таким образом, выступление Блудян, в общем плане, нацелено на ограничение гражданских свобод и интересов потребителей.

В настоящее время полномочия контрольно-надзорных органов, в том числе и Роспотребнадзора, ограничены жесткими рамками положений Федерального закона РФ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Объективность контрольного мероприятия, о котором заранее известно, весьма сомнительна, что понятно любому думающему человеку. Эффективность контрольной деятельности госорганов крайне низка. В итоге сами же предприниматели регулярно жалуются на обнаглевшие торговые сети и недобросовестных представителей их сообщества, из-за которых страдает средний и малый бизнес. Магазины наводнены фальсифицированной продукцией, обман и введение потребителей в заблуждение стали постоянным явлением. В такой ситуации общественный контроль является, фактически, единственным доступным для потребителей правовым инструментом, способным хоть как-то защитить права потребителей. Блудян же призывает к лишению нас – потребителей – этого инструмента.

Предложение Блудян сводит на нет положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», согласно которому общественные объединения, осуществляющие деятельность в отдельных сферах общественных отношений (потребительских в том числе), могут быть наделены законодательством РФ дополнительными полномочиями по осуществлению общественного контроля. Таким образом, государство расширяет полномочия общественников. Но об этом Блудян, видимо, не известно, так как она предлагает ограничить «базовые» полномочия.

Высказанное на мероприятии такого высокого уровня мнение формирует у несведущего предпринимательского сообщества и общественности абсолютно искаженное представление о предмете её выступления, а представители власти, в данном случае Председатель Правительства РФ, вводятся в заблуждение относительно реального положения дел в этой отрасли.

Некомпетентность выступления Блудян ставит под сомнение не только ее профессионализм и соответствие занимаемой должности вице-президента ОПОРЫ РОССИИ, но и бросает тень на деятельность этой общественной организации в целом.

Мы предлагаем обсудить указанное выступление Блудян на открытых площадках – в ОПОРЕ РОССИИ, у Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, на заседании Предпринимательской платформы Партии «Единая Россия», где, во-первых, до конца понять смысл ею сказанного; и, во-вторых, при подлинной заинтересованности бизнес-сообщества в удалении мошенников всех мастей из сферы потребительского рынка, найти пути решения такой задачи.

Со своей стороны Объединение потребителей России имеет в этом направлении ряд предложений. Господа предприниматели! Вы действительно хотите навести порядок, не подвергаться поборам и работать добросовестно? Решайтесь! Ждем ответа на «Прямой вопрос».

Последние новости
Речные круизы бывают разными или не бывают
Суд удовлетворил иск Роспотребнадзора. Пострадавшие получат более 1 млн. рублей [»]
Февральский подкаст председателя ОПР
Основная тематика – Практика общественной деятельности [»]
ОПР о практике борьбы с фальсификатом
В Общественной Службе Новостей состоялась пресс-конференция [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов