6 февраля – в московском Центральном доме журналиста Объединение потребителей России провело пресс-конференцию, темой которой стал вопрос – Почему потребитель беззащитен?
Пресс-конференция была приурочена к 7 февраля – Дню, когда в 1992 году был принят Закон РФ «О защите прав потребителей». Это день мы – общественники – символически отмечаем (пока не официально), как российский День прав потребителей.
Напомню, что на тему нашего – российского дня прав потребителей и, так называемого, Всемирного дня прав потребителей, которому поклоняется Роспотребнадзор, я уже неоднократного писал, например, два года назад здесь
В декабре 2018 года ОПР официально обратилось к Председателю Правительства России Дмитрию Медведеву с предложением об установлении на государственном уровне Всероссийского Дня прав потребителей (сейчас это наше предложение рассматривается в соответствующих ведомствах, в которые оно было направлено из аппарата Правительства). Поэтому подробнее повторяться по этой теме нет необходимости. Сегодня же - в день принятия национального законодательного акта в защиту прав потребителей - хотел бы напомнить всем нам десять основных прав российских потребителей, сказать - Знайте свои права! Учитесь и умейте их защищать!
Ниже они приводятся в таком виде, как мы их понимаем в Объединении потребителей России:
- ПРАВО НА ПРИОБРЕТЕНИЕ* (товара, услуги).
- ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСЛУГИ (бесплатно или по льготной цене).
- ПРАВО НА ПРОСВЕЩЕНИЕ (в сфере прав потребителей).
- ПРАВО НА БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО (товаров, услуг, среды обитания).
- ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ (о товаре, услуге, продавце, изготовителе, способах защиты прав и др.).
- ПРАВО НА ОБМЕН, ВОЗВРАТ (товара) и ВОЗМЕЩЕНИЕ (вреда, убытков).
- ПРАВО НА ЗАЩИТУ (государственную и общественную, включая судебную).
- ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ (в органы власти, местного самоуправления, общественные организации, СМИ и т.д.).
- ПРАВО НА ОБЪЕДИНЕНИЕ (в общественные объединения, общества, союза, ассоциации).
- ПРАВО НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (за соблюдением прав потребителей).
*Редко, но бывает, когда потребителю без объяснения причин отказывают в продаже товара или оказании услуги, которые он желает приобрести.
Алексей Корягин – председатель Объединения потребителей России, главный редактор АИП ОСОКА