26.04.2024
Пт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Глава Роспотребнадзора Анна Попова: Вред пальмового масла наукой не доказан
Фото: Евгения Гусева

Глава Роспотребнадзора Анна Попова: Вред пальмового масла наукой не доказан

Главный санитарный врач страны рассказала, как нас обманывают продавцы продуктов, существует ли заговор производителей лекарств и куда жаловаться на обнаглевших коллекторов.

- Одна из главных страшилок - фальсификация продуктов. Насколько оправданны эти страхи?

- Фальсификация - тема древняя. Еще моя бабушка боролась с фальсификатом. Раньше молоко покупали на рынке. Продавцы, чтобы молоко казалось густым, добавляли в него крахмал. И вот бабушка, чтобы определить подделку, просто капала в молоко йод. Если там был крахмал, жидкость синела.

- А это исключительно российская проблема?

- Нет, конечно. По нашим оценкам, доля фальсификата в России примерно 7-9%. В США, по официальным данным, примерно 10% продуктов не те, за которые их выдают. В первую очередь - это рыба (когда дешевая выставляется как дорогая), масло и соки, кленовый сироп, который разбавляют обыкновенным сахаром). В Европе - то же самое, плюс еще алкоголь и оливковое масло.

- И как с этим бороться?

- Прежде всего, введение уголовной и ужесточение административной ответственности за изготовление фальсификата с обязательной конфискацией средств производства. Во-вторых, перейти от надзора за деятельностью к надзору за продукцией и вернуть «контрольную закупку». Важный момент - вынесение на лицевую сторону упаковки всех составных компонентов продукта. И, наконец, контрольные органы должны самостоятельно иметь право приостановить или прекратить действие декларации и сертификата о соответствии.

КАКОЙ ЖИР ВРЕДНЫЙ?

- С фальсификатом понятно. Но зачастую качество продуктов в магазинах тоже оставляет желать лучшего...

- Да, эта проблема есть. Мы прошли виток насыщения рынка. Продукция, которая сегодня продается, безопасна. За 20 лет в России удельный вес наших находок небезопасной еды значительно снизился - в 10 раз по содержанию химических загрязнителей и в 2 раза по патогенным микроорганизмам.

Но остается проблема качества. Сегодня мы активно занимаемся этим вопросом и уже внесли в правительство стратегию повышения качества пищевой продукции.

- А с чего это вдруг такой взрыв интереса к пальмовому маслу? Кто-то его хочет обложить дополнительным налогом, а кто-то - и вовсе запретить...

- В какой-то степени это имеет основания. Любой обман потребителя - это зло. Плохо, когда я покупаю брикет сливочного масла, на котором написано, что оно содержит молочный жир, а там внутри жир не молочный. Этого нельзя допускать.

- И все же, наличие пальмового масла в продукте - опасно?

- Все хорошо в меру. В небольших количествах пальмовое масло не вредит. Никаких научных данных о том, что его употребление приводит к инфарктам, инсультам и атеросклерозу, нет. Кстати, больше всего пальмовое масло потребляют жители Малайзии (36 кг на человека в год). А самый низкий уровень потребления в США (всего 3,6 кг). В Европе - это 11,5 кг на человека, а в России - 4,5 кг. Так вот, мы проанализировали связь уровня ожирения в стране с уровнем потребления пальмового масла - и никакой прямой зависимости не нашли, исследования продолжим.

Но при этом любая попытка продать под видом натуральной продукции продукт с измененным составом должна строго пресекаться. Роспотребнадзор не боится раскрыть данные по всем «подделкам» с названием конкретного производителя и продукции - на нашем портале zpp.rospotrebnadzor.ru.

- По вашим наблюдениям, сильно изменилась структура питания в России?

- Да. Причем в лучшую сторону. С 92-го года россияне стали есть на 90% больше рыбы, в 1,5 раза больше мяса, в рационе появилось больше овощей и фруктов.

Но при этом выросло и потребление сахара, сегодня мы превышаем норму его потребления в 1,5 раза. Остается вопрос культуры питания. До 1917 года наше меню регулировалось постами. Люди не ели животный жир 220 дней в году. Сегодня мы едим все и всегда, в любой день недели, в любое время года.

Мы потребляем даже не то, что хотим, а то, что есть перед нашими глазами в магазинах, или то, что нам приготовили в общепите. А там готовят и продают только то, что экономически целесообразно. Надо исходить из того посыла, что каждый работает, чтобы заработать, а не для того, чтобы позаботиться о чьей-то диете или кошельке.

- А как тогда правильно питаться? Предлагаете посты соблюдать, или что-то другое?

- Роспотребнадзор может ответить за сбалансированное меню, соответствующее всем потребностям, в школах, детских садах. Там мы запретили к продаже, например, чипсы и газировку, чтобы детей не соблазняла пестрая упаковка и агрессивный вкус.

Для взрослых хочется посоветовать соблюдать баланс белков, жиров и углеводов. Это общая проблема для всех россиян - мы потребляем недостаточно белка и избыточно жир.

«КОЛЛЕКТОРОВ НАДО ЗАПРЕТИТЬ»

- По поводу финансовых услуг. Можете привести пример, когда вы помогли потребителю?

- Мы помогли многим заемщикам, которым банк выдавал кредиты только при условии страхования. В таких случаях страховая услуга является навязанной и незаконной. Мы помогаем людям получить кредиты без страховки.

- Еще есть проблема микрозаймов с их чудовищными ставками. Это тоже сфера Роспотребнадзора?

- Здесь напрямую мы помочь вряд ли сможем, но эту тему активно поднимаем. Проблема микрозаймов в том, что раньше практически нельзя было ограничить предельную ставку. К счастью, регулятор услышал чаяния всех пострадавших от микрокредитных организаций, и с 29 марта в силу вступили ограничения, по которому общая сумма долга по краткосрочным займам, включая проценты и другие платежи, не может превышать долг более чем в 4 раза.

- Просрочки по потребительским кредитам тоже растут. А коллекторы, которым кредиторы передают долги, работают чудовищными методами. Когда уже примут закон о коллекторах?

- Вариант регулирования с помощью закона, сегодня, возможно, единственно реальный. И в ряде стран есть такие законы, хотя мы предлагали другой путь - объявить коллекторов вне правового поля, сделать такую деятельность просто недопустимой.

ЗАГОВОР ФАРМАЦЕВТОВ?

- Нас периодически пугают: то вирус Зика, то Эбола, то птичий грипп. Есть мнение, что это фармкомпании пытаются раскрутить новые препараты...

- Сейчас есть такая тенденция нигилизма: что бы нам ни говорили, мы ничему не верим. Дошло даже до того, что в среде ВИЧ-инфицированных распространяется идея, что никакого вируса нет, что все это уловки фармкомпаний, которые хотят нажиться на людях. Цинизм этого посыла запределен. И это другая, не менее неприятная крайность. Мне кажется, самое главное - всегда быть готовым к отражению любой вирусной атаки, независимо от того, откуда ее возбудитель к нам пришел. Потому что когда он придет, разбираться будет некогда - придуман он или не придуман, искусственный он или естественный. Надо сделать так, чтобы люди не болели и не умирали.

- По эпидемии гриппа, которая была в этом году, ситуация была чуть ли не катастрофической.

- Действительно, грипп был высокопатогенным. Этот вариант вируса вызывает тяжелое течение болезни и высокую смертность. В 2009 году это так и было, увы. Но в результате всех мер, которые предприняли сейчас, в этом году не было таких высоких уровней заболеваемости. Да и сами люди стали больше заботиться о себе. В этом году до 40% граждан в местах массового скопления, в общественном транспорте ходили в масках. В этом году мы провели две обучающие видеоконференции для врачей. Там наши ведущие академики, пульмонологи, реаниматологи рассказывали о том, что делать, если в больницу поступил больной гриппом. Это тоже сыграло свою роль.

Софья Ручко
www.kp.ru

Последние новости
Турагент раскручивал потребителя на деньги
По решению суда вернуть придется в три раза больше [»]
В Тюмени подвели итоги конкурса
Победители получили Благодарности и ценные подарки от ОПР [»]
«За наше качество!» - новая программа Игоря Болбата
В спектре внимания - вопросы качества самых необходимых для рациона питания продуктов [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов