28.05.2018
Пнд
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

Как развивать электронное взаимодействие с Роспотребнадзором

Как развивать электронное взаимодействие с Роспотребнадзором

Объединение потребителей России уже давно ведёт активную деятельность по реформированию работы Роспотребнадзора, с тем, чтобы это ведомство в полной мере исполняло свои обязанности по защите прав потребителей. При этом представителями Движения неоднократно отмечался тот факт, что во многих случаях сотрудники Службы занимаются отписками, давая формальный ответ и не реагируя на обращения граждан и общественных объединений по существу.

Составляя ответы, чиновники ссылаются на статью 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В ней установлен порядок обращения потребителей в профильное ведомство за защитой своих прав, предусматривающий предварительное их обращение к тому юридическому лицу или же индивидуальному предпринимателю, которое допустило нарушение их прав и законных интересов. При этом в обязательном порядке потребитель должен получить доказательства того, что его обращение не было рассмотрено или же его требования не были удовлетворены. Сделать же это практически невозможно.

Данная система работы Роспотребнадзора с обращениями граждан громоздка и неудобна по следующим причинам:

  1. затягиваются сроки рассмотрения обращений граждан, так как им требуется, в случае нарушения их прав, обратиться сначала к представителю торговой организации, и только лишь в случае его отказа удовлетворить претензии потребителя по поводу нарушения его прав или не получения такого ответа, обращаться в Роспотребнадзор. Кстати, в ст. 10 ФЗ № 294 не установлены сроки, в течение которых должен быть дать ответ потребителю в случае нарушения предприятием торговли его прав и законных интересов.
  2. появляется возможность для недобросовестных предпринимателей скрыть следы допущенных ими правонарушений, что представители Объединения потребителей России также неоднократно отмечали во время проведения мероприятий общественного контроля соблюдения торговыми сетями прав потребителей.
  3. при низкой стоимости продуктов питания многие потребители просто отказываются обращаться за защитой своих прав, предпочитая экономить своё время в ущерб защите своих прав и законных интересов.

В этой связи стоит отметить тот факт, что ФЗ № 294 подобных ограничений не устанавливает в том случае, когда потребитель обращается в Роспотребнадзор за защитой своих прав в электронной форме, при этом им должны быть соблюдены требования по обязательной авторизации заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Такой системой может служить портал Госуслуги.

Для того чтобы проверить, как функционирует система электронного взаимодействия граждан с Роспотребнадзором, я, как председатель Совета местного отделения Объединения потребителей России, координатор федерального партийного проекта партии «Единая Россия» «Народный контроль» в процессе мониторинга групп в социальных сетях, чья тематика посвящена жизни Старооскольского городского округа Белгородской области, провёл эксперимент. Так им в одной из групп социальной сети Вконтакте была обнаружена информация о том, что на прилавках гипермаркета «Линия» АО «ГРИНН» пользователем социальной сети обнаружен живой грызун – мышь.

Скриншот с фотографией животного на фоне торговой витрины с сырами и колбасой, вместе с соответствующим обращением, были Константином Нечаевым отправлены через портал Госуслуги в Роспотребнадзор. По истечении установленного законом срока ведомством был дан ответ, из которого следует, что в отношении торгового предприятия была проведена внеплановая проверка и на сотрудника, допустившего нарушение ч.1 ст.14.4з КоАп рФ «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», был наложен штраф в размере 10 000 рублей, а в отношении администрации гипермаркета вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которое должно быть рассмотрено и исполнено в течение месяца.

Таким образом, можно констатировать, что электронная форма взаимодействия граждан с Роспотребнадзором работает и её можно рекомендовать активно использовать для того, что бы в случае необходимости обойти те перепоены, которые ставят перед потребителями некоторые работники ведомства перед, занимаясь отписками. Кроме того, данную методику могут применять также организации по защите прав потребителей в своей деятельности, ведь в наше время в социальных сетях существуют группы, имеющие большое количество участников, в которых аккумулируется информация о нарушениях, совершаемых на потребительском рынке. Наладив работу с такими группами можно значительно повысить эффективность деятельности по защите прав и законных интересов потребителей, а также заставить Роспотребнадзор в полной мере исполнять свои обязанности.

Вместе с тем, в данном вопросе логично рассчитывать на поддержку Общественной палаты России и региональных общественных палат, особенно в свете новой дискуссии, а точнее исследования «Информационная открытость некоммерческих организаций в России» (более подробно об этой инициативе Общественной палаты можно прочитать здесь). Но со своей стороны отмечу, что, по моему мнению, вопрос поставлен однобоко, его надо ставить по принципу «встречного движения» - о взаимной открытости НКО, ведомств, общественных советов при ведомствах (например, где опубликован состав, координаты членов и что мы знаем о планах и реальной деятельности Общественного совета при Роспотребнадзоре?). Мы-то общественники – открыты, и открыты в первую очередь для людей, а вот ведомства часто отгораживаются от нас барьерами бюрократизма. А если необходима большая открытость общественных структур, но нужно поддерживать развитие наших информационных ресурсов, будь у нас (общественных организаций) хотя бы часть тех денег, которые направляются на финансирование интернет – сайтов ведомств, то можно было бы узнать и увидеть много интересного, но денег таких нет.

Поэтому настоящий комментарий от редакции АИП ОСОКА будет направлен в Общественную палату России в свете проводимого исследования об информационной открытости общественных организаций.

Константин Нечаев – председатель Совета местного отделения Объединения потребителей России в Старом Осколе, собственный корреспондент АИП ОСОКА в Белгородской области.

Последние новости
Мошенники обманывают управляющие организации и жилищные объединения
Действуя от имени Жилищной инспекции и угрожая крупными штрафами, неизвестные вводят управляющие организации в заблуждение [»]
Универсам «ВЕРНЫЙ» продолжает уверенно и грубо нарушать права потребителей и требования закона
Сегодня московские контролеры Объединения потребителей России и участники столичного проекта «Народный контроль» провели [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов