15.07.2020
Срд
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
  
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
  

Объединение потребителей России добилось восстановления прав пассажиров

Объединение потребителей России добилось восстановления прав пассажиров

В течение 2017 года Объединение потребителей России неоднократно обращалось в правоохранительные органы по фактам нарушений прав пассажиров – потребителей транспортных услуг в связи с невозможностью ими пользоваться санитарными комнатами (туалетами) на основании оплаченной поездки, в частности, поездах пригородного сообщения.

Проблема и нарушения состояли в том, что с пассажиров поездов пригородного сообщения необоснованно взимается плата за пользование санитарными комнатами после окончания поездки, в том числе на московских вокзалах.

Позиция Объединения потребителей России по данной проблеме была следующей.

Согласно ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» N 18-ФЗ от 10 января 2003 года, пункта 39 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров право бесплатного пользования залами ожидания и туалетами вокзалов является неотъемлемой частью договора перевозки, заключенного между перевозчиком и пассажиром.

При этом в пункте 27 статьи 2 Устава железнодорожного транспорта разъясняется, что пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира.

Таким образом, любой гражданин, имея на руках проездной документ, вправе бесплатно посещать расположенные на вокзале (железнодорожной станции) помещения, предназначенные для санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров.

Принимая во внимание, что целью заключения договора перевозки пассажира является удовлетворение личных нужд, к отношениям между РЖД и пассажирами подлежат применению общие правила Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Следовательно, администрация железнодорожного вокзала, представляющая перевозчика в отношениях с пассажирами, обязана в соответствии со статьями 8 – 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», пунктом 6 Правил обеспечивать своевременное предоставление пользователям услугами железнодорожного транспорта (в наглядной и доступной форме) достоверной информации о предоставляемых услугах, их стоимости, расположении мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров и др.

Не размещение подобной информации в местах, доступных для потребителей, нарушает права потребителей на информацию, является введением потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств услуг.

Что касается размещаемых на некоторых сайтах вокзалов (и в зданиях вокзалов) объявлений о том, что туалетами бесплатно могут пользоваться: пассажиры по подтверждающим документам с момента покупки билета до 2-х часов с момента прибытия в пункт назначения, то судами такая позиция признается незаконной в силу следующего.

Определение времени бесплатного пользования санитарными комнатами в течение двух часов до отправления или с момента прибытия поезда на станцию по предъявлению проездного документа, ограничивает установленные законом права потребителя на оказание санитарно-гигиенических услуг (услуг пользования туалетом), что недопустимо в силу положений статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Потребитель, право которого на бесплатное пользование услугами туалетами нарушено, вправе требовать с РЖД возмещения морального вреда (Апелляционное определение Челябинского областного суда от 29.04.2014 по делу N 11-4286/2014).

Таким образом,

  1. Администрация вокзала (или уполномоченные ею лица) обязана размещать на официальном сайте вокзала и непосредственно в здании вокзала при входе в туалеты - объявления о праве на бесплатное их посещение при наличии проездного документа.
  2. Определение времени бесплатного пользования санитарными комнатами в течение двух часов до отправления или с момента прибытия поезда на станцию по предъявлению проездного документа, является незаконным, поскольку ограничивает установленные законом права потребителя на оказание санитарно-гигиенических услуг.
  3. Потребитель, право которого на бесплатное пользование услугами туалетами нарушено, вправе требовать с РЖД возмещения морального вреда.
  4. Распоряжения администрации вокзалов об определении времени бесплатного пользования санитарными комнатами должны признаваться недействительными как ограничивающие установленные законом права потребителя.

И вот, наконец, Московская межрегиональная транспортная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей Дирекцией железнодорожных вокзалов и восстановила права пассажиров, как потребителей транспортных услуг.

Прокуратурой установлено, что лицо, имеющее действительный проездной документ на одну поездку в течение календарных суток, начиная с даты, указанной в проездном документе и в течение одного часа следующих календарных суток имеет право бесплатного пользования санитарными комнатами на железнодорожном вокзале.

Вместе с тем, вопреки требованиям законодательства, с пассажиров поездов пригородного сообщения за пользование санитарными комнатами после окончания поездки Дирекцией взималась плата.

В этой связи межрегиональной транспортной прокуратурой начальнику Дирекции внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

По результатам принятых прокуратурой мер Дирекцией железнодорожных вокзалов руководителям структурных подразделений на территории России дано указание о выделении одной санитарной комнаты с правом бесплатного их посещения, в том числе пассажирами пригородных поездов после высадки из поезда на станции назначения.

По информации Московской межрегиональной транспортной прокуратуры

Последние новости
Наталия Старостина провела семинары по общественному контролю
13 июля Наталия Старостина – председатель Объединения потребителей России завершила проведение серии онлайн-семинаров [»]
Хотел продать колёса и диски, но получит срок
Защита прав потребителей теряет актуальность, когда потребителей начинают «обслуживать» жулики. Причем нагло [»]
Прокуратура проверяет задолженность курьерам
Прокуратура города Москвы добивается восстановления нарушенных трудовых прав сотрудников службы сервиса по доставке еды [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов