25.11.2020
Ср
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

О порядке действий при возврате товара

О порядке действий при возврате товара

Объединение потребителей России продолжает публикацию материалов о новом обзоре судебной практики Верховного суда РФ по делам о защите прав потребителей за период 2018 – 2020 годов, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 14 октября 2020.

Редакционные материалы акцентируют внимание на основных выводах Верховного суда по определенному делу (пункту), с полным же текстом данного пункта, как и всего обзора ВС,  можно ознакомиться в Документах по теме к публикации на АИП ОСОКА здесь.        

Возврат товара и получение денег: последовательность имеет значение.         

(Пункт 2 Обзора судебной практики по делам о защите прав потребителей, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 октября 2020 г. Дело N 46-КГ18-54).

Потребитель, в случае выявления существенных недостатков товара за пределами гарантийного срока, но в течение установленного срока службы товара, имеет право на возврат товара и получение уплаченных за него денег, но только если его требование было заявлено ранее и не удовлетворено предпринимателем в двадцатидневный срок. Первым из них является требование о безвозмездном устранении существенных недостатков. Право требовать возврата денежных средств предоставлено потребителю, если в товаре имеется не только существенный, но и неустранимый недостаток.

Сотовый телефон перестал работать в течение установленного на него срока службы. Ссылаясь на данное обстоятельство, потребитель обратилась к импортеру с иском о взыскании стоимости сотового телефона, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.

Однако, как впоследствии показало рассмотрение дела в суде высшей инстанции, выбранный алгоритм действий оказался ошибочным.

В соответствии с заключением эксперта в сотовом телефоне имеется устранимый производственный дефект, устранение которого возможно путем замены системной платы.  А это означает, что потребителю следовало изначально заявить импортеру требование о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, и только в случае  неудовлетворения его в двадцатидневный срок – требовать возврата уплаченной денежной суммы.

Аргумент о том, что полная замена устройства не является ремонтом, следовательно, выявленный недостаток является существенным и неустранимым, – в данном случае не работает.

К тому же, как указал Верховный суд, пункт 6 ст. 19 Закона о защите прав потребителей не содержит каких-либо предписаний относительно того, каким образом должен быть устранен выявленный недостаток - путем использования запасных частей либо путем замены товара аналогичным изделием.

Важно, что при рассмотрении данного дела Верховного Суда указал также и на то, что праву потребителя на заявление требования о возврате уплаченной денежной суммы предшествует его же обязанность возвратить товар импортеру. Невыполнение этой обязанности потребителем исключает возможность удовлетворения его требования о возврате уплаченной за товар суммы.

Таким образом, потребителю, прежде чем обратиться к изготовителю  или импортеру,  следует получить ответ на вопрос: является ли выявленный недостаток  устранимым, в том числе путем замены товара аналогичным изделием?

Требование потребителя о возврате денег будет обоснованным в случае признания недостатка неустранимым или если устранимый недостаток не устранен в течение двадцати дней.

Одновременно с требованием о возврате денег потребителю  следует возвратить неисправный товар импортеру (изготовителю).

Татьяна Березовская – руководитель Управления ОПР по судебной защите потребителей

Последние новости
Риэлтерская организация выплатит потребителю 63 тысячи рублей
Московский Роспотребнадзор помог незадачливому потребителю выпутаться из правовой ловушки, в которую он попал при заключении договора [»]
Главконцерт заплатил за задержку концерта KISS
По решению суда потребителю, интересы которого представляло Объединение потребителей России, была выплачена неустойка [»]
КНР – внесудебная защита потребителей
ОСОКА продолжает публиковать материалы Всероссийского форума участников Национальной системы защиты прав потребителей, [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов