19.04.2024
Пт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Как китайский закон защищает потребителей
Виктория Черняева - руководитель Комитета ОПР по международному сотрудничеству

Как китайский закон защищает потребителей

Настоящим комментарием на ОСОКЕ Объединение потребителей России начинает серию публикаций, посвященную вопросам защиты прав потребителей в разных странах. Международная тема защиты прав потребителей интересна не только сама по себе, но и, безусловно, полезна при работе над российским потребительским законодательством.  

В большинстве стран основным законом, регулирующим сферу ЗПП, является Закон «О защите прав потребителей» или Закон «О защите прав и интересов потребителей» - как, например, в Китайской Народной Республике. С Китая мы и начнем рассмотрение иностранного потребительского законодательства, обратив внимание, в первую очередь, на роль в защите потребителей общественных объединений.

Но прежде чем ответить на вопрос – что общего между законами России и Китая в сфере ЗПП и в чём их ключевые отличия? – интересно будет напомнить, что еще в 90-е годы прошлого столетия между Россией и Китаем был заключен ряд двусторонних договоров для согласования норм потребительского права. Так, 25 апреля 1996 года было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики». Согласно данному соглашению, стороны принимали обязательства обмениваться информационными материалами, посвященными защите прав граждан-потребителей.

Законодательство КНР в сфере ЗПП

Посмотрим в целом на законодательство КНР в сфере защиты прав потребителей. Китайское потребительское законодательство можно условно представить в виде трёх основных блоков: первый - Закон КНР «О защите прав потребителей»; второй - основы гражданского законодательства КНР, законы и положения, разрабатываемые в рамках гражданско-правового регулирования; третий - законодательство, принимаемое на уровне провинций, автономных районов, муниципалитетов и городов центрального подчинения.

Естественно, что переход к рыночной экономике в КНР на рубеже 1990-х гг. потребовал формирования   новой правовой базы и в области потребительских отношений. В 1987 - 1993 г. сформированы первые правовые акты, направленные на защиту прав потребителей: «Общие принципы гражданского права КНР» от 1.01.1987 г., Закон «О качестве продукции» от 22.02.1993 г.

Данная правовая область общественных отношений приобрела целостность после принятия Закона КНР «О защите прав и интересов потребителей» в 1993 году.

Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей»

Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» был принят на 4-й сессии Постоянного Комитета 8-го Всекитайского Собрания Народных Представителей 31 октября1993 г.. Как раз, когда в Китае и начался период становления системы социалистической рыночной экономики.

Закон содержит восемь глав, первая из которых раскрывает основные положения, концепцию государства в данной области общественных отношений. В нём закреплены  ключевые принципы и система государственной защиты законных интересов потребителей, обязанности предпринимателей, юридическую ответственность участников правоотношений.

Сфера регулирования закона охватывает бытовые потребности потребителей, заключающиеся в приобретении и использовании товаров, различных видов услуг. Законом определяется и другая сфера действия – деятельность крестьян при приобретении, использовании и продаже продуктов сельскохозяйственного производства.

Закон в эпоху образования электронного торгового пространства

В связи с развитием электронной торговли, 25 октября 2013 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей одобрил проект изменений закона «О защите прав и интересов потребителей». Изменения были направлены на защиту прав потребителей в ходе электронной торговли и вступили в силу с 15 марта 2014 г.. Так в закон были включены нормы, касающиеся реализации товаров и услуг с использованием интернета и других телекоммуникационных сетей – возможность возврата купленных товаров, обязанность предоставить потребителю полную информацию о поставщике, товаре и условиях сделки.  

Кроме этого, изменения расширили перечень прав потребителей, включив нормы об  охране персональных данных, на основании которых предприниматели обязаны использовать персональные данные потребителей строго в соответствии с положениями законов и заключенных потребителями договоров, включая запрет на рассылку коммерческой информации без согласия потребителя. Одновременно повысились и размеры административных штрафов, которые государственные органы могут наложить на предпринимателей за нарушения норма закона.  

Закон призывает предпринимателей к добросовестности

Надо отметить, что в настоящее время закон возлагает на предпринимателей обязанности "действовать добросовестно", что включает в себя:  

  • обязанность принятия мер для обеспечения безопасности потребителей (для гостиниц, банков, кинотеатров и других общественных предприятий);
  • обязанность по выдаче счетов при получении денежных средств от потребителя;
  • обязанность принять возврат некачественного товара в семидневный срок.
  • обязанность интернет-сайтов, при помощи которых осуществляется торговля товарами и услугами, предоставлять достоверные сведения о наименовании, адресе и способах связи с поставщиком товаров и услуг.

Кроме того, нововведения коснулись  отдельных правил об ответственности за недобросовестную рекламу товаров и услуг.

Также, внесены изменения в перечень функций, выполняемых ассоциациями потребителей, к чему и переходим в комментарии.

Роль общественных объединений в сфере ЗПП

Следует сказать о возрастающей роли общественных потребительских объединений в защите прав и интересов китайских потребителей.

И в Китае и в России потребители пользуются правом на создание общественных объединений для защиты своих прав и законных интересов.

Китайскиая Ассоциация Потребителей (КАП) является национальной организацией, учрежденной и зарегистрированной для защиты интересов потребителей путём осуществления надзора за товарами и услугами. Учреждение КАП 26 октября 1984 г. было утверждено Госсоветом КНР.

При непосредственном участии КАП был разработан проект Закона КНР «О защите прав и интересов потребителей». И на базе этого закона 20 китайских провинций, автономных районов, муниципалитетов и городов центрального подчинения разработали свои нормативные акты с учётом местных особенностей. В этом отличие китайского потребительского законодательства от российского, последнее не предусматривает принятие региональных и местных нормативных потребительских актов.

Ассоциация потребителей Китая имеет следующие права:

  • предоставление потребителям потребительской информации;
  • оказание консультационных услуг;
  • повышение способностей у потребителя защищать свои права и интересы;
  • направление потребителей на цивилизованные, здоровые, ресурсосберегающие и экологичные способы потребления;
  • участие в разработке законов, имеющих отношение к правам и законным интересам потребителей;
  • приём к рассмотрению жалоб потребителей, проведение проверки и медиации по жалобам потребителей и другие полномочия для ассоциаций по защите прав потребителей, повышающие спектр их деятельности.

В случае нарушения прав потребителей  КАП, а так же ассоциации потребителей провинциальной ступени вправе обращаться с исками в суд.

В настоящее время в стране действует свыше трех тысяч ассоциаций потребителей разного уровня.

Некоторые сравнения законов КНР и РФ

И законом РФ «О защите прав потребителей» и законом КНР «О защите прав и интересов потребителей» предусмотрена необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в сфере ЗПП.

Сопоставление российского и китайского закона позволяет сделать вывод о более  четком понятийном аппарате российского закона, который раскрывает в преамбуле основные понятия, такие как потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, недостаток товара, безопасность товара, импортер и другие, тогда как  в Законе КНР расшифровка основных понятий и преамбула не дается.  

Что касается ответственности за противоправные действия, то китайский закон «жестче» - в КНР установлена уголовная ответственность за изготовление, сбыт поддельных и некачественных товаров. 

Важной составляющей законов является правовое просвещение потребителей. Такая функция закреплена в ст.3 Закона РФ «О Защите прав потребителей» и ст.13 Закона КНР «О защите прав и интересов потребителей». Но особенность в том, что эта статья закрепляет обязанность китайских потребителей усердно овладевать знаниями и навыками использования товаров и услуг для повышения сознательной самозащиты своих прав.

Альтернативная процедура урегулирования споров

В России я 2011 года действует Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предусматривающий право на создание организаций, предлагающих гражданам разрешать конфликт, не прибегая к судебному разбирательству. Но институт медиации по потребительским спорам в нашей стране практически не применяется.

В Китае применение медиации началось значительно раньше. В 1986 г. в КНР уже работало около 1 млн. посреднических комитетов и 6 млн. посредников, которые за год смогли урегулировать более 7 млн. споров,  в число которых вошли споры о нарушении прав потребителей. В настоящее время посредством процедуры медиации в КНР около 30% споров разрешаются во внесудебном порядке. Процедура медиации позволяет сократить объёмы работы в судах, найти компромисс с наименьшими временными и материальными издержками, что подтверждено практикой.

Общий вывод

Несмотря на наличие сходств, законы существенно отличаются.   Совершенствование законодательства в данной сфере правоотношений, как в РФ, так и КНР связаны с модернизацией формата рыночных отношений – переходом на электронную торговлю в мировом пространстве, необходимостью повышения контроля в среде адаптации потребителя к новым возможностям, повышении осведомленности о способах защиты своих прав.

Очевидно, что проявление внимания к потребительскому законодательству КНР со стороны участников российской Национальной системы защиты прав потребителей не только полезно в познавательном смысле, но и необходимо для формирования эффективных механизмов защиты отечественных потребителей во взаимоотношениях с китайскими производителями.

Виктория Черняева – руководитель Комитета Объединения потребителей России по
международному сотрудничеству специально для АИП ОСОКА

Теги ОПР
Последние новости
В Тюмени подвели итоги конкурса
Победители получили Благодарности и ценные подарки от ОПР [»]
«За наше качество!» - новая программа Игоря Болбата
В спектре внимания - вопросы качества самых необходимых для рациона питания продуктов [»]
Речные круизы бывают разными или не бывают
Суд удовлетворил иск Роспотребнадзора. Пострадавшие получат более 1 млн. рублей [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов