25.11.2020
Ср
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
      
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
      

Как китайский закон защищает потребителей
Виктория Черняева - руководитель Комитета ОПР по международному сотрудничеству

Как китайский закон защищает потребителей

Настоящим комментарием на ОСОКЕ Объединение потребителей России начинает серию публикаций, посвященную вопросам защиты прав потребителей в разных странах. Международная тема защиты прав потребителей интересна не только сама по себе, но и, безусловно, полезна при работе над российским потребительским законодательством.  

В большинстве стран основным законом, регулирующим сферу ЗПП, является Закон «О защите прав потребителей» или Закон «О защите прав и интересов потребителей» - как, например, в Китайской Народной Республике. С Китая мы и начнем рассмотрение иностранного потребительского законодательства, обратив внимание, в первую очередь, на роль в защите потребителей общественных объединений.

Но прежде чем ответить на вопрос – что общего между законами России и Китая в сфере ЗПП и в чём их ключевые отличия? – интересно будет напомнить, что еще в 90-е годы прошлого столетия между Россией и Китаем был заключен ряд двусторонних договоров для согласования норм потребительского права. Так, 25 апреля 1996 года было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области борьбы с недобросовестной конкуренцией и антимонопольной политики». Согласно данному соглашению, стороны принимали обязательства обмениваться информационными материалами, посвященными защите прав граждан-потребителей.

Законодательство КНР в сфере ЗПП

Посмотрим в целом на законодательство КНР в сфере защиты прав потребителей. Китайское потребительское законодательство можно условно представить в виде трёх основных блоков: первый - Закон КНР «О защите прав потребителей»; второй - основы гражданского законодательства КНР, законы и положения, разрабатываемые в рамках гражданско-правового регулирования; третий - законодательство, принимаемое на уровне провинций, автономных районов, муниципалитетов и городов центрального подчинения.

Естественно, что переход к рыночной экономике в КНР на рубеже 1990-х гг. потребовал формирования   новой правовой базы и в области потребительских отношений. В 1987 - 1993 г. сформированы первые правовые акты, направленные на защиту прав потребителей: «Общие принципы гражданского права КНР» от 1.01.1987 г., Закон «О качестве продукции» от 22.02.1993 г.

Данная правовая область общественных отношений приобрела целостность после принятия Закона КНР «О защите прав и интересов потребителей» в 1993 году.

Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей»

Закон КНР «О защите прав и интересов потребителей» был принят на 4-й сессии Постоянного Комитета 8-го Всекитайского Собрания Народных Представителей 31 октября1993 г.. Как раз, когда в Китае и начался период становления системы социалистической рыночной экономики.

Закон содержит восемь глав, первая из которых раскрывает основные положения, концепцию государства в данной области общественных отношений. В нём закреплены  ключевые принципы и система государственной защиты законных интересов потребителей, обязанности предпринимателей, юридическую ответственность участников правоотношений.

Сфера регулирования закона охватывает бытовые потребности потребителей, заключающиеся в приобретении и использовании товаров, различных видов услуг. Законом определяется и другая сфера действия – деятельность крестьян при приобретении, использовании и продаже продуктов сельскохозяйственного производства.

Закон в эпоху образования электронного торгового пространства

В связи с развитием электронной торговли, 25 октября 2013 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей одобрил проект изменений закона «О защите прав и интересов потребителей». Изменения были направлены на защиту прав потребителей в ходе электронной торговли и вступили в силу с 15 марта 2014 г.. Так в закон были включены нормы, касающиеся реализации товаров и услуг с использованием интернета и других телекоммуникационных сетей – возможность возврата купленных товаров, обязанность предоставить потребителю полную информацию о поставщике, товаре и условиях сделки.  

Кроме этого, изменения расширили перечень прав потребителей, включив нормы об  охране персональных данных, на основании которых предприниматели обязаны использовать персональные данные потребителей строго в соответствии с положениями законов и заключенных потребителями договоров, включая запрет на рассылку коммерческой информации без согласия потребителя. Одновременно повысились и размеры административных штрафов, которые государственные органы могут наложить на предпринимателей за нарушения норма закона.  

Закон призывает предпринимателей к добросовестности

Надо отметить, что в настоящее время закон возлагает на предпринимателей обязанности "действовать добросовестно", что включает в себя:  

  • обязанность принятия мер для обеспечения безопасности потребителей (для гостиниц, банков, кинотеатров и других общественных предприятий);
  • обязанность по выдаче счетов при получении денежных средств от потребителя;
  • обязанность принять возврат некачественного товара в семидневный срок.
  • обязанность интернет-сайтов, при помощи которых осуществляется торговля товарами и услугами, предоставлять достоверные сведения о наименовании, адресе и способах связи с поставщиком товаров и услуг.

Кроме того, нововведения коснулись  отдельных правил об ответственности за недобросовестную рекламу товаров и услуг.

Также, внесены изменения в перечень функций, выполняемых ассоциациями потребителей, к чему и переходим в комментарии.

Роль общественных объединений в сфере ЗПП

Следует сказать о возрастающей роли общественных потребительских объединений в защите прав и интересов китайских потребителей.

И в Китае и в России потребители пользуются правом на создание общественных объединений для защиты своих прав и законных интересов.

Китайскиая Ассоциация Потребителей (КАП) является национальной организацией, учрежденной и зарегистрированной для защиты интересов потребителей путём осуществления надзора за товарами и услугами. Учреждение КАП 26 октября 1984 г. было утверждено Госсоветом КНР.

При непосредственном участии КАП был разработан проект Закона КНР «О защите прав и интересов потребителей». И на базе этого закона 20 китайских провинций, автономных районов, муниципалитетов и городов центрального подчинения разработали свои нормативные акты с учётом местных особенностей. В этом отличие китайского потребительского законодательства от российского, последнее не предусматривает принятие региональных и местных нормативных потребительских актов.

Ассоциация потребителей Китая имеет следующие права:

  • предоставление потребителям потребительской информации;
  • оказание консультационных услуг;
  • повышение способностей у потребителя защищать свои права и интересы;
  • направление потребителей на цивилизованные, здоровые, ресурсосберегающие и экологичные способы потребления;
  • участие в разработке законов, имеющих отношение к правам и законным интересам потребителей;
  • приём к рассмотрению жалоб потребителей, проведение проверки и медиации по жалобам потребителей и другие полномочия для ассоциаций по защите прав потребителей, повышающие спектр их деятельности.

В случае нарушения прав потребителей  КАП, а так же ассоциации потребителей провинциальной ступени вправе обращаться с исками в суд.

В настоящее время в стране действует свыше трех тысяч ассоциаций потребителей разного уровня.

Некоторые сравнения законов КНР и РФ

И законом РФ «О защите прав потребителей» и законом КНР «О защите прав и интересов потребителей» предусмотрена необходимость государственного контроля и надзора за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в сфере ЗПП.

Сопоставление российского и китайского закона позволяет сделать вывод о более  четком понятийном аппарате российского закона, который раскрывает в преамбуле основные понятия, такие как потребитель, изготовитель, исполнитель, продавец, недостаток товара, безопасность товара, импортер и другие, тогда как  в Законе КНР расшифровка основных понятий и преамбула не дается.  

Что касается ответственности за противоправные действия, то китайский закон «жестче» - в КНР установлена уголовная ответственность за изготовление, сбыт поддельных и некачественных товаров. 

Важной составляющей законов является правовое просвещение потребителей. Такая функция закреплена в ст.3 Закона РФ «О Защите прав потребителей» и ст.13 Закона КНР «О защите прав и интересов потребителей». Но особенность в том, что эта статья закрепляет обязанность китайских потребителей усердно овладевать знаниями и навыками использования товаров и услуг для повышения сознательной самозащиты своих прав.

Альтернативная процедура урегулирования споров

В России я 2011 года действует Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», предусматривающий право на создание организаций, предлагающих гражданам разрешать конфликт, не прибегая к судебному разбирательству. Но институт медиации по потребительским спорам в нашей стране практически не применяется.

В Китае применение медиации началось значительно раньше. В 1986 г. в КНР уже работало около 1 млн. посреднических комитетов и 6 млн. посредников, которые за год смогли урегулировать более 7 млн. споров,  в число которых вошли споры о нарушении прав потребителей. В настоящее время посредством процедуры медиации в КНР около 30% споров разрешаются во внесудебном порядке. Процедура медиации позволяет сократить объёмы работы в судах, найти компромисс с наименьшими временными и материальными издержками, что подтверждено практикой.

Общий вывод

Несмотря на наличие сходств, законы существенно отличаются.   Совершенствование законодательства в данной сфере правоотношений, как в РФ, так и КНР связаны с модернизацией формата рыночных отношений – переходом на электронную торговлю в мировом пространстве, необходимостью повышения контроля в среде адаптации потребителя к новым возможностям, повышении осведомленности о способах защиты своих прав.

Очевидно, что проявление внимания к потребительскому законодательству КНР со стороны участников российской Национальной системы защиты прав потребителей не только полезно в познавательном смысле, но и необходимо для формирования эффективных механизмов защиты отечественных потребителей во взаимоотношениях с китайскими производителями.

Виктория Черняева – руководитель Комитета Объединения потребителей России по
международному сотрудничеству специально для АИП ОСОКА

Теги ОПР
Последние новости
Риэлтерская организация выплатит потребителю 63 тысячи рублей
Московский Роспотребнадзор помог незадачливому потребителю выпутаться из правовой ловушки, в которую он попал при заключении договора [»]
Главконцерт заплатил за задержку концерта KISS
По решению суда потребителю, интересы которого представляло Объединение потребителей России, была выплачена неустойка [»]
КНР – внесудебная защита потребителей
ОСОКА продолжает публиковать материалы Всероссийского форума участников Национальной системы защиты прав потребителей, [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов