28.03.2024
Чт
Агентство информирования потребителей
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Самарские депутаты – акт против потребителей?
Всеволод Вишневецкий . Фото vk.com

Самарские депутаты – акт против потребителей?

Всеволод Вишневецкий: В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на удушение общественного контроля в сфере потребительского рынка.

25 декабря 2019 г. в Государственную Думу внесен законопроект № 870275-7 «О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и статью 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», подготовленный депутатами Самарской Губернской думы.

Целью законопроекта является введение ограничений для осуществления общественного контроля общественными организациями потребителей, а точнее – ограничение возможностей граждан по защите своих прав потребителей. По смыслу законопроекта, на общественные организации потребителей должны быть наложены точно такие же ограничения по осуществлению полномочий, какие сегодня действуют в отношении органов государственного надзора и контроля.

Так, депутаты Самарской Губернской думы предлагают считать проверки общественных организаций «внеплановыми». При этом из текста законопроекта не ясно, вне какого «плана» они назначаются и проводятся, а также, в каких случаях и каким образом общественные организации потребителей могут проводить «плановые проверки», а также в каком порядке и с кем их необходимо согласовывать. Но депутатов из Самары это не смущает. В следующей статье законопроекта они требуют запретить общественным организациям потребителей проводить «внеплановые проверки» чаще, чем один раз в год. Более того, основанием для проведения «внеплановой проверки», согласно законопроекта, может являться только заявление гражданина, права потребителя которого нарушены. При этом указанное требование изложено настолько невнятно, что остается не понятным, что все-таки самарские депутаты считают основанием для проведения «внеплановой проверки»: «информацию о нарушении прав потребителя», поступившую в общественную организацию, или заявление конкретного гражданина о нарушении его прав потребителя? Если эти требования будут приняты, общественные организации будут вынуждены просить своих соседей по многоквартирному дому подписывать заранее подготовленные обращения о нарушении прав потребителей. Зачем? То есть, сами потребители, объединившиеся в общественные организации, теперь не смогут проявлять инициативу по проведению общественного контроля и будут вынуждены заниматься бумаготворчеством, подготавливая обращения от физических лиц?

Особый интерес в законопроекте представляет раздел, в котором изложен длинный перечень требований к общественным организациям, желающим провести «внеплановую проверку». В частности, к ним относятся: необходимость составления поручений о проведении проверки (не в рукописном виде), требование проводить поверку не дольше одного рабочего дня и ограничение количества проверяющих - не более 3-х человек, указание о включении в поручение информации о профиле деятельности проверяемого лица, а также требования к акту о проведении проверки, которые мало чем отличаются от требований к актам проверки, составляемым представителями органов государственного надзора и контроля.

Предлагая к рассмотрению свой законопроект, депутаты Самарской Губернской думы в пояснительной записке ссылаются на Письмо Роспотребнадзора № 0100/4938-05-32 от 29.06.2005 «О полномочиях общественных объединений потребителей», в котором 15 лет назад говорилось: «отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст. 45 Закона «О защите прав потребителей».

Данное письмо было подготовлено сразу же после создания самого Роспотребнадзора, как надзорного органа, с целью разъяснения всем субъектам потребительского рынка положений ст. 45 Закона «О защите прав потребителей».

Письмо Роспотребнадзора носит разъяснительный, а не запретительный характер. В нем подчеркивалось, что «общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца)».

Через четыре года после этих разъяснений Роспотребнадзора в России вступил в силу Федеральный закон от 26.12.2008N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который кратно снизил количество плановых и внеплановых проверок в отношении бизнеса, установил существенные ограничения в деятельности Роспотребнадзора, а также ослабил позиции общественных объединений потребителей, усилия которых по выявлению нарушений в сфере потребительского рынка перестали получать «поддержку» в виде оперативных внеплановых проверок со стороны Роспотребнадзора. Таким образом, цель закона – существенное снижение административного давления и общественного контроля на бизнес – была достигнута.

Предлагаемые Самарской Губернской думой требования к организации и проведению «внеплановых проверок» общественными организациями противоречат логике и духу общественного контроля, как способа реализации гражданами механизма защиты своих прав. Более того, законопроект прямо противоречит Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ №1837-р от 28.08.2017 г.

Президент России Владимир Путин в своих недавних выступлениях не однократно подчеркивал важность усиления общественного контроля за работой чиновников, в сферах медицины, экологии. На заседании президиума Государственного совета по вопросам развития национальной системы защиты прав потребителей, который прошел 18 апреля 2017 в г. В.Новгород, Владимир Путин отметил необходимость усиления защиты прав потребителей в различных областях потребительского рынка, развития общественного контроля в этой сфере.

Среди неблагоприятных последствий указанного законопроекта в случае его принятия станут:

  • рост количества нарушений прав потребителей со стороны предпринимательского сообщества, занятого в сфере потребительского рынка;
  • рост числа обращений в органы государственной власти, в т.ч. в надзорные органы;
  • усиление недовольства граждан ростом ущемления прав потребителей в сфере потребительского рынка и бездействием органов исполнительной власти.

В этой связи указанный законопроект является не актуальным, избыточным в своих ограничительных функциях, а также не отвечает запросам общества в целом. Он не только не решает задачу по созданию справедливого баланса интересов бизнеса и потребителей, но и прямо устанавливает препятствия для граждан отстаивать свои права на качество и безопасность приобретаемых ими товаров и услуг.

Специально для АИП ОСОКА Всеволод Вишневецкий - председатель СПБ ООП «Общественный контроль», член Координационного совета по вопросам защиты прав потребителей при Губернаторе Санкт-Петербурга, член Консультативного совета по вопросам защиты прав потребителей при Управлении Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу

Последние новости
Речные круизы бывают разными или не бывают
Суд удовлетворил иск Роспотребнадзора. Пострадавшие получат более 1 млн. рублей [»]
Февральский подкаст председателя ОПР
Основная тематика – Практика общественной деятельности [»]
ОПР о практике борьбы с фальсификатом
В Общественной Службе Новостей состоялась пресс-конференция [»]
Мы гарантируем, что Ваши данные не будут использованы для рассылки нежелательной информации и ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам согласно
политике конфиденциальности
создание и продвижение сайтов Agelar Создание и продвижение сайтов